Рисков – бесчисленное множество. По сути, каждый момент – это риск: совокупность факторов формирует определённое будущее. Это было классно обыграно в фильме «Люди в чёрном – 3», где Гриффин, арканианец, одновременно проживает во многих вселенных. Но для проектной работы не надо увлекаться. Стоит помнить о главном правиле: для учёта риска в проекте он должен быть релевантным, т.е., непосредственно влиять на результаты проекта. А дальше – уже зависит от специфики. Пройдёмся по основным типам рисков.
Статистика – вещь упрямая. Собственно, риск – это вероятность наступления какого-то незапланированного события, которое поменяет результат процесса. А с вероятностями статистика очень хорошо справляется. Для управления рисками нужно совсем немного, можно обойтись даже без высшей математики.
Чтобы грамотно «водить руками», топ-менеджеры и собственники должны разбираться во всех бизнес-дисциплинах. Иначе придётся довериться нанятым профессионалам, а в этом есть изрядный риск, связанный с их личностью. Организм любой компании – субстанция, требующая тонкой и постоянной настройки. В ней беспрерывно что-то происходит, и все процессы переплетаются между собой. Так, казалось бы, какое отношение понятие безубыточности из микроэкономики может иметь к управлению проектными рисками? Оказывается, самое прямое.
Чтобы закончить цикл статей про бизнес-планирование, осталась последняя по очереди, но не по значению, часть: управление рисками. Наличие такой части в бизнес-плане очень положительно вас представит в глазах инвесторов. Вы их убедите в том, что за вами не только ваша харизма и удачливость, но и продуманные расчёты. Если возвращаться к сценариям развития событий, про которые я писал в предыдущих статьях, то управление рисками, по сути, описывает вероятность наступления либо одного, либо другого сценария, и ваши действия во всех этих случаях. От точности выбора места, куда подстелить соломку, будет зависеть тяжесть последствий падения. Если всё сделать правильно, то можно даже в худшем случае отделаться лёгким испугом. Посмотрим, как же стелить соломку, чтобы неудачный проект не смог вам сильно навредить.
Продолжаю рассказывать интересные моменты из книги Мартина Линдстрома “Small Data”. Углубившись в чтение, я её не могу теперь назвать ни «Крупицами», как вначале, ни «Точечными данными». Скорей, она пронизана Наблюдениями и Деталями, которые не видны на первый взгляд, но за которыми кроется тот самый «Голубой океан» (или, если доступней, долговременный и безусловный успех), который ищут стратеги от бизнеса.
Как говорил Аль Капоне (или ему это приписывают), пуля многое меняет в голове, даже если попадает в задницу. Сейчас много говорят о том, что мир после Ковида уже не будет прежним. С одной стороны, это так – изменятся модели поведения, добавится в копилку страхов. Но с другой – просто всплывут скрытые проблемы и скрытые желания. Для кого-то изменятся условия жизни. Но повлияет ли это на глубинные мотивы населения? К концу изоляции можно подвести первые итоги.
Чтобы окончательно разобраться с финансовыми показателями проекта, посмотрим на PI. Он расшифровывается как Profitability Index – Индекс Прибыльности (или Доходности) – и показывает, во сколько раз вырастут (или уменьшатся) активы компании после реализации проекта. Прекрасно знать, сколько вообще заработает компания на проекте в текущих деньгах – это NPV. Ещё лучше – понимать, по какой максимальной ставке можно привлекать средства - это IRR. С важностью срока окупаемости – PBP – для оценки целесообразности инвестиций никто спорить не будет. Остаётся только понять не менее важную для инвестора вещь – а выхлоп-то какой? Вот вложу я кровный, непосильным трудом нажитый рубль, а вернётся-то в копилочку сколько? На этот вопрос и отвечает PI.
Есть хорошая поговорка – дорога ложка к обеду. Применительно к нашей теме, большинство инвесторов интересует не только сама прибыль и не только её количество, а срок её появления. Тот прекрасный момент, когда счёт становится положительным ))). Перспектива заработать в течение одного года намного приятней, чем в течение десяти. Поэтому и срок так называемой окупаемости проекта тоже имеет большое значение для инвестора: ведь он может оказаться длиннее его «горизонта планирования», т.е., того периода, на который он планирует распределение своих средств. И тогда ваш проект станет ему неинтересен. Ваша задача – показать, что это не так. И свою прибыль инвестор получит как минимум при жизни)))).
IRR расшифровывается как Internal Rate of return, или Внутренняя ставка доходности. Как вы увидите далее, этот показатель непосредственно связан с NPV. В большинстве случаев для оценки шансов успешности проекта необходимо рассчитать оба этих показателя (как и парочку других, про которые писал в начале цикла про финансовый план) – они как бы дополняют друг друга. Для того, чтобы разобраться с IRR, нужно для начала понять всё про NPV из предыдущего поста, иначе просто потеряете время ))).
NPV, или Net Present Value, или Чистый дисконтированный доход, - основной показатель эффективности проекта, бизнес-план по которому вы представляете. Он используется чаще других, поэтому и рассмотрим его в первую очередь.
Однажды я уже упоминал западного гуру маркетинга - Мартина Линдстрома. Чтобы вы понимали, о ком я говорю, он консультирует таких монстров, как Дисней, Пепсико, Нестле и Ред булл. У него вышло несколько совершенно потрясающих книг, большинство из которых было переведено на русский язык. Про книгу «Чувство бренда» такое авторитетное издание, как Wall Street Journal, сказало, что это «одна из пяти лучших книг по маркетингу, которые когда-либо издавались». Журналом Time он был назван как один из 100 наиболее влиятельных людей мира. В 2015м году независимое исследование, проведённое среди 30.000 маркетологов, назвало его экспертом №1 в вопросах построения бренда. В 2016 году у него вышла книга Small Data (Частные данные, или крупицы), которая описывает важность работы с деталями для понимания своего потребителя. В этой книге раскрываются многие секреты, которые недоступны так популярным в наше время большим статистическим объёмам данных, или Big Data. Книга до сих пор не переведена на русский язык. Устав ждать, я купил её в оригинале и начал читать. С отдельными интересными фактами буду вас знакомить. Ну а вообще, если знаете английский, не поленитесь её приобрести и прочитать. Это сногсшибательная вещь.
Любая идея кажется привлекательной ровно до тех пор, пока не переведена на язык цифр. То есть, пока полностью не будет посчитан весь проект, от начала инвестиций до сладкой поры сбора сливок. Многие пренебрегают этим этапом, включая оставшийся этап управления рисками. Свято верят в гениальность идеи и нетерпеливое ожидание рынком чудо-продукта, влипают по полной в кредиты и залоги всего чего можно. А потом пополняют ряды бомжей или, в лучшем случае, встают в очередь за пособиями и на биржу труда. Нас не зря учат с детства: «семь раз отмерь, один - отрежь». Без понимания того, сколько и на каком этапе придётся (!) вложить, сколько и когда можно (!) забрать назад на свои нужды, вы обречены на провал. Поэтому следующие несколько постов посвятим разбору финансовых показателей проектов, необходимых для планирования и презентации.
«Нерабочие» дни заканчиваются, а значит, скоро вырастет бизнес-активность. Так что пора заканчивать с планированием )))))). Сегодня на очереди очередная часть бизнес-плана, одна из самых важных: прогноз продаж. Ведь именно от продаж и зависит в итоге, будете ли вы развивать свой проект или закроете его к чертям, пока не поздно. Кстати, о своевременном выходе из безнадёжного проекта я писал 2 года назад, 18 мая 2018г. Если интересно, прочитайте.
Итак, у вас есть продукт, который вы собрались предложить рынку. У вас есть компания (возможно), через которую вы это будете делать, или вы собираетесь создать такую компанию. Вы оценили рынок и видите, что можете двигаться вперёд и даже знаете, как. Настало время заняться делом, а для этого нужно организовать производственный процесс.
Когда вы рассказали своим будущим инвесторам о своей компании и о продукте, для которого просите финансирование, самое время перейти к описанию отрасли, в которой будете работать. Анализ рынка – следующий раздел бизнес-плана.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.