Однажды я уже упоминал западного гуру маркетинга - Мартина Линдстрома. Чтобы вы понимали, о ком я говорю, он консультирует таких монстров, как Дисней, Пепсико, Нестле и Ред булл. У него вышло несколько совершенно потрясающих книг, большинство из которых было переведено на русский язык. Про книгу «Чувство бренда» такое авторитетное издание, как Wall Street Journal, сказало, что это «одна из пяти лучших книг по маркетингу, которые когда-либо издавались». Журналом Time он был назван как один из 100 наиболее влиятельных людей мира. В 2015м году независимое исследование, проведённое среди 30.000 маркетологов, назвало его экспертом №1 в вопросах построения бренда. В 2016 году у него вышла книга Small Data (Частные данные, или крупицы), которая описывает важность работы с деталями для понимания своего потребителя. В этой книге раскрываются многие секреты, которые недоступны так популярным в наше время большим статистическим объёмам данных, или Big Data. Книга до сих пор не переведена на русский язык. Устав ждать, я купил её в оригинале и начал читать. С отдельными интересными фактами буду вас знакомить. Ну а вообще, если знаете английский, не поленитесь её приобрести и прочитать. Это сногсшибательная вещь.
Любая идея кажется привлекательной ровно до тех пор, пока не переведена на язык цифр. То есть, пока полностью не будет посчитан весь проект, от начала инвестиций до сладкой поры сбора сливок. Многие пренебрегают этим этапом, включая оставшийся этап управления рисками. Свято верят в гениальность идеи и нетерпеливое ожидание рынком чудо-продукта, влипают по полной в кредиты и залоги всего чего можно. А потом пополняют ряды бомжей или, в лучшем случае, встают в очередь за пособиями и на биржу труда. Нас не зря учат с детства: «семь раз отмерь, один - отрежь». Без понимания того, сколько и на каком этапе придётся (!) вложить, сколько и когда можно (!) забрать назад на свои нужды, вы обречены на провал. Поэтому следующие несколько постов посвятим разбору финансовых показателей проектов, необходимых для планирования и презентации.
«Нерабочие» дни заканчиваются, а значит, скоро вырастет бизнес-активность. Так что пора заканчивать с планированием )))))). Сегодня на очереди очередная часть бизнес-плана, одна из самых важных: прогноз продаж. Ведь именно от продаж и зависит в итоге, будете ли вы развивать свой проект или закроете его к чертям, пока не поздно. Кстати, о своевременном выходе из безнадёжного проекта я писал 2 года назад, 18 мая 2018г. Если интересно, прочитайте.
Итак, у вас есть продукт, который вы собрались предложить рынку. У вас есть компания (возможно), через которую вы это будете делать, или вы собираетесь создать такую компанию. Вы оценили рынок и видите, что можете двигаться вперёд и даже знаете, как. Настало время заняться делом, а для этого нужно организовать производственный процесс.
Когда вы рассказали своим будущим инвесторам о своей компании и о продукте, для которого просите финансирование, самое время перейти к описанию отрасли, в которой будете работать. Анализ рынка – следующий раздел бизнес-плана.
Профессионал – это звучит гордо. Особенно, когда профессионал занимается любимым делом и создаёт действительно крутые проекты. В них всегда хочется принимать участие. Поэтому я даже не думал, когда команда Виктории Вирта предложила мне участие в их новом деле: "Польза всем"
Вы можете быть супер-специалистом в маркетинге, финансах, операционном и стратегическом планировании. Но если у вас нечего предложить рынку, то и плана у вас в итоге не будет. Хотя и продукт без грамотного плана умрёт, как и 95% таких же, которым не повезло с планированием. Поэтому всё взаимосвязано, но начинается именно с продукта.
Допустим, у вас появился замечательный (на ваш взгляд) проект, которому нужны инвестиции для его воплощения в жизнь. И когда вы начинаете их искать, возможны всего два варианта. Вы ищете их как частное лицо и организовываете новую компанию под проект или ищете заинтересованных участников проекта для компании. В первом случае больше важна ваша личная репутация и квалификация, а также показатели самого проекта. Во втором – не менее важно, что из себя представляет компания (хотя и личную репутацию, и показатели эффективности проекта никто не отменял). Одно дело, когда финансирование запрашивает ООО «Ромашка», а другое – АО «Газпром». Если ваш случай – первый, то большой ценности этот пост для вас не несёт: в вашем бизнес-плане этого раздела не будет. Для тех, у кого уже есть работающая компания, её описание нужно включить в план.
Во французском языке есть глагол résumer – подводить итог. А есть производная от этого слова (не вдаваясь в подробности грамматики) – résumé, что и означает сам итог. Краткое изложение, выжимка. Теперь вы немного знаете французский и начинаете догадываться, что должно быть в этом разделе бизнес-плана.
Когда мне было 13 лет (в 1990 году), молодой человек моей старшей сестры занимался карате. Тогда эти секции только появились по школам и были мега-популярны среди молодёжи. Как-то мы с ним остались вдвоём, и он меня спросил в стиле боевиков про Шаолинь: «- Когда начнётся гражданская война, все разделятся на 2 категории – людей с магическим ударом ноги и претендентов на смерть. Ты кем хочешь быть?» Так я попал в секцию карате, и начался мой путь в боевых искусствах. А этого принципа стараюсь придерживаться до сих пор. К чему это всё? Когда закончатся очередные потрясения, начнётся новый виток. Будут разорившиеся и уволенные, будут потерявшиеся и разочаровавшиеся – «претенденты на смерть». Но будут и деятельные, ищущие, предприимчивые, со свежими идеями – «люди с магическим ударом ноги». На месте закрывшихся бизнесов откроются новые. У кого-то будут на это средства, а кому-то придётся искать инвесторов и вспоминать о такой вещи, как «бизнес-план». Его нужно уметь не только составить, но и правильно преподнести. Об этом и будет несколько следующих статей.
Если не можешь повлиять на ситуацию – измени своё отношение к ней. Ну вот, все закрыты по норам, ноют и стонут. Толку от этого, конечно, нет. А вот некоторые положительные моменты найти можно.
- Люся, а почему бутылка наполовину пустая? – Потому что ты пессимист, Олег! Сейчас на фоне общего уныния и воя про смерть малого и среднего бизнеса выскажу немного другую точку зрения. Если отбросить панику и эмоции, то всё, может, не так уж и плохо?
Если кто-то думает, что он изобрёл велосипед, то вряд ли ему дадут его запатентовать. Потому что всё изобретено (как и стырено) до нас. Поэтому вполне логично, что народ на удалёнке одевается не полностью.
Я уже писал про то, что офлайн уже начал уступать онлайну по объёму продаж, а все, кому не лень, уже стали «омниканальными». Писал про то, что многие, не находя себя в реальном мире, уходят в виртуальный - в компьютерные игры или соцести, если не спасаются банальным алкоголизмом, наркоманией, азартными играми или криминалом. Писал о том, что всякому онлайну есть предел: крупные покупки нужно пощупать, а повседневные не стоят того, чтобы ждать курьера (проще дойти до магазина на углу). Но жизнь всегда интереснее любых прогнозов. И вот уже офлайна нет. Кто уже перевёл бизнес в онлайн хотя бы частично, имеет шанс остаться на плаву. Остальных, увы, ждёт очень и очень туманное будущее.
На фоне всей истерии вокруг очередной эпидемии вижу один любопытный момент. Я, конечно, ни на что не намекаю. И действительно думаю, что получилось всё так само по себе. Но, тем не менее.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.