Немного отодвинем рассмотрение результатов от своего бизнеса при различных мотивациях собственников и уровнях вкладываемых усилий и поговорим о целях. Многие из тех, кто начинает собственный бизнес, сдаются достаточно быстро и уходят обратно в “наёмники”. Причина этого банальна: не у всех психика и воля готовы к тому, с чем им придётся сталкиваться. Кроме этого, не у всех хватает знаний (а зачастую и здравого смысла) для того, чтобы работать на себя и под свою ответственность. Издалека работа на себя кажется чем-то из серии рекламных объявлений, очень популярных везде, особенно в Инстаграм: “я бросил работу в Макдональдсе, и теперь за 3 месяца заработал себе на BMW X6, просто занимаясь *какая-то фигня* не больше 3х часов в день. Я крутой чувак, и ты тоже можешь делать, как я”. И тут же фотка: либо с пляжа под пальмой, либо возле крутого авто. Открою страшную тайну: всё это фуфло. За редчайшими исключениями, связанными с гениальными изобретениями и везением, халява не прокатывает, и то в этих случаях нужно уметь монетизировать нишу. Для того, чтобы заработать, надо уволиться из диванных войск и топать на передовую. Задайте себе вопрос: что такого в вас и вашей идее, чего не существовало до сих пор? Почему вам должны платить? Не, не думается? Тогда марш вкалывать!
Собственный бизнес - это как ребёнок. Его надо растить, заботиться о нём, отдавать ему своё время, силы, душу, вкладывать в него самого себя во всех смыслах. Если вы не плывёте по волнам, зарабатывая то там, то здесь, и просто обеспечивая себе определённый уровень существования, а строите нечто действительно серьёзное, то это дело для вас - намного больше, чем деньги в обмен на всё, что вы туда вкладываете. Вопрос в том, результат может отличаться от того, что хотелось. И отдавать приходится тоже не совсем то, что предполагалось изначально. Пожалуй, один из главных плюсов в собственном бизнесе - отсутствие между ним и вами агентского конфликта. Именно вы делаете его таким, каким хотите видеть. И он становится именно тем, что вы из него создаёте. Но найти необходимый баланс между личной жизнью и жизнью в бизнесе - дело непростое. А так как предпосылки организации бизнеса могут быть разными, отсюда и разница в мотивации собственников и степени их вовлечённости.
Эта старая поговорка обрела новый смысл после цифровой революции. Благодаря сетевому устройству мира, информация может распространяться мгновенно, что кардинально меняет процесс принятия любых решений, будь то покупка утюга домохозяйкой или ценовая политика крупной корпорации. События, происходящие на расстоянии десятков тысяч километров, могут транслироваться в прямом эфире. Информация может серьёзно влиять на котировки акций или межгосударственные отношения - взять хотя бы недавние скандалы с утечкой данных о пользователях из Фейсбука или отравлением Скрипаля. Поэтому с информацией нужно обращаться очень аккуратно и бережно. А найти её, к сожалению или к счастью, на сегодняшний день намного проще, чем раньше.
Очень многие успешные люди, которых я встречал, в какой-то период своей жизни так или иначе были связаны со спортом. Будь это достаточно профессиональное увлечение или просто “для души”, занятия им оставили значительный след в характере этих людей. Причём, чем серьёзней были и чем раньше по возрасту начинались занятия спортом, тем больше менялся человек в определённую сторону.
Если продавать товар задёшево - процесс, скорее, технический и экономический, то продавать товар с высокой наценкой нужно уметь. Казалось бы, что тут такого - поставил ценник максимально высоко, и вперёд, только успевай бабло грести лопатой. Но нет. Иногда вместо лопаты в руках оказываются вилы, и бабло сквозь них утекает обратно. Давайте посмотрим, какие минусы и опасности могут возникнуть при продаже товара с высокой наценкой.
Присказка из анекдота стала так популярна, потому что отражает цель любого бизнеса: прибыль. Остальное - философия и лирика. Поэтому, чем больше получается зарабатывать, тем лучше для бизнеса. Высокомаржинальный товар лучше всех помогает в этом вопросе, поэтому сегодня и обсудим особенности торговли им.
Мне показалось недостаточным просто рассказать о способах ценообразования. Давайте рассмотрим все преимущества и недостатки работы как с прибыльным, так и низкомаржинальным товаром. Начнём с последнего, т.к. им заниматься менее престижно и выгодно, и по большей части вендоры стараются этого избегать. А зря. И вот почему.
С этой эпичной фразы из песни Высоцкого и начнём разговор об оборотных средствах. Быть бизнесменом всем нравится. Вернее, не так. Всем нравится атрибутика бизнесменской жизни: дорогие рестораны, престижные машины, общение с партнёрами, перелёты бизнес-классом и частной авиацией, бутики с брендовой одеждой, элитное жильё… Не всем нравится, что за этим стоит: бессонные ночи, круглосуточная работа, расшатанные нервы, подорванное здоровье, иногда и угрозы жизни, но сегодня не об этом. Сегодня поговорим о том, как можно легко разрушить доходный бизнес, увлёкшись игрой в монополию и почувствовав “вкус крови”.
Многих пугает слово “стратегия”. А особенно пугает необходимость её разработки. Но, на самом деле, ничего страшного здесь нет. Всё логично, просто требуется понять, что и как появляется на пути компании к своему светлому будущему. Для разработки стратегии применяются некоторые инструменты анализа для того, чтобы понять, в каких условиях придётся достигать поставленных целей. Они общеизвестны, и эти методики можно без труда найти в интернете, поэтому остановимся на них пока кратко. Кому интересно и нужно, поищите информацию о них в сети. Ну, или задайте вопросы, отвечу.
В то время, как наш автобус отъезжает от отеля в #DisneylandParis, а эмоции ещё бьют ключом, в голову пришла вот такая мысль. Теперь уже неизвестно, что в первую очередь хотел сделать Дисней: дать счастье детям и взрослым или заработать кучу денег. Но факт в том, что компании удалось и одно, и другое. Это, пожалуй, одно из наиболее ярких воплощений стратегии голубого океана (или полной дифференциации), совмещённое при этом с бесконечным праздником, искусно созданным специалистами по сенсорному маркетингу и профессиональными декораторами...
Цена - вещь нестабильная и изменчивая. После первичного установления она будет многократно пересматриваться, следуя за изменениями на рынках и в экономике. Важно не только уметь изначально установить правильную цену, но и вовремя её скорректировать, чтобы товар не сгнил на складе, в буквальном или переносном смысле. Некоторые из механизмов сейчас и рассмотрим.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловках. И как бы пафосно это ни звучало, всё в мире имеет свою цену. Не обязательно материальную, конечно. Иногда люди платят временем, кармой, отношениями, свободой, моральными муками, даже жизнью. Во многих случаях это нельзя измерить деньгами. Это - отдельная тема, и, наверно, даже не для этого блога. Нас интересуют более приземлённые и вполне конкретные вещи, в данном случае - цены на товары и услуги, выраженные в деньгах. Не погружаясь глубоко в теорию - это всё в деталях рассмотрено в конспектах лекций бизнес-школ и статьях в интернете - остановимся на ряде нюансов и практическом применении различных подходов к ценообразованию. Все детали - в частном порядке: спрашивайте, отвечу. Или можете найти на просторах сети исчерпывающую информацию.
- Здравствуйте, я продавец-консультант, могу я чем-то вам помочь? - Да, одолжи 3.000 рублей на неделю... Даже если ваш продукт - верх совершенства, и вы рассказали о нём кому только можно, дело ещё не сделано. Пока покупатель не тащит в свою берлогу заветную покупку - вы всё ещё живёте верой и надеждой. Сама покупка после сложного процесса - как вишенка на торте, и здесь, как перед подсечкой: главное, не спугнуть. Для того, чтобы кошелёк покупателя похудел в вашу пользу, ему нужно создать множество условий, и сейчас мы рассмотрим несколько основных.
В продолжение темы про продукт (см. “Жизнь под обложкой каталога”), рассмотрим информационную составляющую товара. Её можно условно разделить на 2 большие части: для потенциальных пользователей и для уже купивших этот товар. Приверженцы “воронки продаж” сейчас начнут кидаться камнями, говоря, что это слишком грубо. Что есть ещё группы тех, кто даже не думает о приобретении товара, среди интересующихся есть также группы с разной “температурой” (готовностью к приобретению), и так далее. Но мы здесь рассматриваем информацию, а не продажи и даже не маркетинг, поэтому оставим такие детали для сейлз-тренингов... Узнать о товаре потенциальный покупатель может разными способами. Соответственно, и производитель (или продавец) должен знать о всех этих способах и работать с этими каналами информации. При этом, подача информации также должна быть различной для каждого канала, учитывая его специфику. Конечно, это больше задача маркетинга, нежели менеджера по продукту. Тем не менее, учитывая, что это напрямую относится к продукту, роль “продакта” в работе с маркетингом - существенная. Итак, как донести до покупателей информацию о своей “конфетке”?
“Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет”. © Дядя Фёдор. Большая часть товаров, продающихся сейчас, в ближайшем будущем перестанут существовать. Так же, как и создавшие их компании, смертность среди которых составляет до 95%. Для того, чтобы товар стал успешным, должно сложиться целое созвездие факторов, некоторые из которых вообще не зависят от разработчика. И вполне естественно, что подавляющее большинство создаваемых продуктов не переживает пробной партии. Для того, чтобы этого избежать, ну, или хотя бы максимально обезопасить себя от провала, при создании товара нужно учитывать некоторые особенности. Давайте посмотрим, с чем приходится сталкиваться менеджерам по продукту.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.