Идея. Если она есть, то её стремятся реализовать и довести до совершенства, пока она не заблестит и не начнёт плодоносить. Идейные собственники - одни из самых вовлечённых, бегают со своей идеей, пока либо не реализуют её, либо не придётся от неё отказаться (что в итоге чревато серьёзными моральными ударами). Вовлечение после того, как всё “поставлено”, может быть уже меньше или из-за потери интереса, или из-за увлечения новой идеей. А может быть и наоборот, идея постоянно трансформируется, живёт и развивается вместе с её создателем, превращаясь в настоящее “дело жизни”..
Те, кто начинает свой бизнес из желания элементарного заработка денег, менее склонны отдавать ему всего себя и работают, скорее, по необходимости, чтобы выйти на нужный уровень заработка. Другое дело, что “хотелки” могут вырасти с ростом прибыли: аппетит приходит во время еды. Тогда и вовлечённость может вырасти - если собственник видит, что есть отдача, захочется новых высот.
Кто-то - слишком независимый, чтобы “работать на дядю”, лидер по менталитету, поэтому начинает работать на себя. Другое дело, что найти способ заработать - немного сложнее, чем решить заняться своим бизнесом. И не у всех в итоге хватает как знаний, так и настойчивости, чтобы своё решение сделать былью. А так как работать “на дядю” всё равно не хочется, то начинаются либо проблемы с занятостью и деньгами, либо с психикой, если приходится выходить по найму. Ну а дальше и так понятно )).
Некоторые начинают заниматься бизнесом, только чтобы доказать кому-то или себе, что смогут добиться определённого успеха. Это одна из самых сложных мотиваций, т.к., во-первых, цель в этом случае достаточно размыта и призрачна, во-вторых, неудача грозит полным разрушением личности - а неудача здесь также достаточно расплывчата, и может трактоваться по-разному. Отсюда, при изначальной высокой заинтересованности организатора в реализации бизнеса, возникают проблемы с последовательностью движения в одном направлении.
Новый бизнес может начаться также от обладания определённым ресурсом (не будем сюда включать коррупционные схемы покровительства). Допустим, речь идёт о патенте льготном режиме (вспомните, например, “афганцев” в 90е или СЭЗ), эксклюзивной лицензии и т.д.. Соответственно, бизнес строится вокруг этого. Наверно, одним из нюансов такой ситуации можно назвать меньшую зависимость результата от уровня усилий владельца, т.к. бизнес, во-первых, ограничен конкретной областью, а во-вторых, соответствующим ограниченным кругом заинтересованных клиентов.
Ещё один подвид владельцев бизнеса - компаньоны. Неважно, чем занимался человек до этого. Вот его позвали в бизнес, и он туда пошёл. В этом случае у него также может быть несколько ролей: гуру (или эксперт), “товарищ”, “инвестор”. И каждая из этих ролей, соответственно, диктует как свой тип поведения, так и уровень вовлечённости в процесс. Роли эксперта и инвестора более практичны и понятны, и во многих случаях ограничиваются выполнением своих “обязанностей” от и до за оговорённую долю. Роль товарища более многогранна, т.к. учитывает ещё и личные отношения с остальными комппаньонами помимо распределённых обязанностей. Сами обязанности, к тому же, легко могут меняться с течением времени по договорённостям с остальными совладельцами и исходя из меняющихся условий для ведения и развития бизнеса.
Иногда заняться определённым бизнесом людей побуждает мода. Сейчас это - SMM или помощь в раскрутке профилей в Инстаграм. До этого все стремились заниматься онлайн-торговлей. Были посредниками, перекупщиками. Одно время были очень модными ломбарды. Юридические консультации. Форекс. Дизайнеры. Веб-дизайнеры. Рекламные агентства. Маркетинговые исследования. Скоро, наверно, появится что-нибудь ещё. Проблема в том, что, решив заняться определённым модным видом бизнеса, бóльшая часть людей даже не понимает, о чём идёт речь - не имеет ни специального образования как в бизнесе вообще, так и в конкретной области, в частности. Учится “по ходу пьесы”, надеясь на волне что-нибудь урвать и себе в берлогу. Очень хорошее определение таким деятелям есть в мире финансовых операций: “планктон”. Планктон приносит в отрасль определённое количество денег, которое отрасль перераспределяет в пользу более продвинутых игроков “в теме”, выбрасывая “модников” за свои пределы. Это естественный отбор. Так должно происходить, иначе рынок будет модниками полностью дискредитирован.
Наконец, бизнес человеку может достаться по наследству или перейти от старшего поколения, отходящего от дел. Фактически, человек становится собственником поневоле, и уже от его личности зависит, что и как он будет делать с бизнесом: попробует себя в роли рулевого, поставит к штурвалу старпома (из топ-менеджмента) или просто его продаст.
Как ни крути, а количество усилий (материальных, нематериальных и времени), которое владелец бизнеса может принести на его алтарь, ограничено. И итоговый результат, хоть и ведёт себя по-разному в зависимости от уровня этих усилий, так или иначе можно описать в каждом случае. Этим и займёмся в следующем посте.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.