Да, пива сейчас с удовольствием бы осушил, но пост сам себя не напишет ))). Дело идёт к пятнице, дамы и господа! Возвращаясь к аналитике (а налито ли у нас?), между стратегическим PEST-анализом (общего, глобального окружения) и SWOT-анализом (внутренних процессов и состояния компании) остаётся «неокученным» достаточно большой и важный пласт: анализ отрасли. Его часто называют анализом рынка и делают в усечённом варианте: смотрят, что и по каким ценам продают конкуренты. В лучшем случае ещё включают туда раздел с их маркетинговой активностью. А, да – обычно ещё прописывают основные каналы сбыта и крупных игроков в каждом из них. Но за кадром остаётся много подводных течений, которые могут оказывать очень и очень серьёзное влияние на общую картину. Поэтому понятие рыночного исследования за время существования бизнеса в России было дискредитировано сотнями дилетантских агентств. А жаль.
В дороге путешественника поджидают не только интересные впечатления, но и достаточно много разных опасностей. Некоторые, конечно, случаются неожиданно и непредсказуемо. А к некоторым надо просто быть готовым – они случаются достаточно часто. Расскажу несколько историй из личного опыта.
Знакомая ситуация? Сплошь и рядом почему-то отсутствует должный контроль за денежными потоками. А если его нет, то в платёжном календаре (если он вообще есть) рано или поздно нарисуется офигенная дыра. Особенно, если у вас что-то наподобие холдинга. Для этого нужно выстроить что-то типа перегородок между отсеками корабля: если будет пробоина в одном отсеке, весь корабль ко дну не пойдёт (ну, конечно, если не придёт айсберг, как к Титанику).
Самое устойчивое впечатление о человеке и восприятие его складывается в первые секунды общения. А восприятие – очень плохо поддающаяся изменению вещь. И если речь идёт о деловом общении, то формируется восприятие не только человека, а и компании, которую он представляет, со всеми вытекающими последствиями. Так что представляющим свою компанию сотрудникам, кроме собственно профессиональных качеств, нужно ещё и выглядеть адекватно, и говорить правильно.
Если в школе вас спросит учитель, сколько будет «1+1», и вы радостно ответите «3» - вам вряд ли поставят в журнал больше двойки (или сразу два кола – один в четверти, второй – в году) и назовут дебилом. Но если вы так же ответите в бизнес-школе, то преподаватель может загадочно улыбнуться и довольно покивать. Прямо как старый китайский мастер кунг-фу, видя успехи своего ученика. В чём прикол?
Именно с этим громким лозунгом «Азбука Вкуса» привезла заказ на дом в ТРЁХ полиэтиленовых пакетах (вставленных один в другой)!
Когда анализ закончен, пора переходить к синтезу. Иначе, зачем его затевать? Целью SWOT является не просто понимание того, что происходит. Необходимо решить, какие телодвижения придумать на основе этой ситуации, чтобы вырулить. Всё достаточно просто. Есть всего 4 квадрата: пересечение координат «силы-слабости» (внутренних факторов) и «угрозы-возможности» (внешних факторов). Для каждого из них есть базовые стратегии, имеющие отдалённо что-то общее с матрицей БКГ (Бостонской консалтинговой группы). Даже названия квадратов уже определяют смысл.
Целью любого бизнеса является прибыль. Можно долго ломать копья на самые разные темы. Но если на счету нет денег, чтобы платить сотрудникам зарплату, то компанию скоро придётся закрыть. Обратимся к отчёту о прибылях и убытках, или БДР.
Ресурсы из предыдущего поста можно оценивать по-разному. Но есть и вполне конкретные показатели сил или слабостей компании. Их несложно посчитать, и объединяет их такая простая штука, как финансовая отчётность. Давайте с ней разберёмся.
Данила Багров в «Брате-2» говорил, что сила в правде. В жизни – может быть, но в бизнесе одной правды будет недостаточно. Без неё, конечно, будет непросто, но для развития бизнесу нужны ресурсы. Если они есть, то это – сила. Если нет – слабость. Что за ресурсы, сегодня и рассмотрим.
СВОТ анализ (SWOT) не надо путать с американской версией СОБРа (SWAT) – хотя способность анализировать пригодится в обоих случаях ))). Эта методика используется для понимания того, где находится компания, и является частью общестратегического анализа. Если PEST анализ работает с глобальными трендами и внешней средой, анализ отрасли по Портеру – с конкретным рынком, то SWOT анализ «препарирует» саму компанию и её процессы. Другими словами, это микро-уровень. Посмотрим, что там интересного.
Яндекс тестирует робота, который, как планируется, будет развозить еду вместо людей с большими жёлтыми рюкзаками ))). Будет использоваться технология, которая применяется в беспилотных авто от яндекса.
Школьные и студенческие каникулы вызывают тёплую улыбку, а воспоминания об отпуске - вселенскую тоску. Но когда на каникулы уходят предприятия и даже страны, продакты и логисты бегут в аптеку за таблетками от головной боли, а финансовые директоры рыдают в голос.
Выгорание начинается издалека. Как за рутиной не потерять интерес к делу?
Всех тренеров - с профессиональным праздником! Но - только тех, кто в спорте. Тренеров по бизнесу - если только играющих. Потому что теоретики только вредят....
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.