Как и в большинстве бизнес-терминов, за страшным названием скрываются простые вещи. SWOT – это аббревиатура от Strengths (Силы), Weaknesses (Слабости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Соответственно, оцениваются внутренние ресурсы компании (силы-слабости) и внешняя среда (возможности-угрозы), в которой ей приходится работать. Результаты оценки вписываются на лист, разделённый на 4 части – как на рисунке. Ну и, в идеале, становится ясно, что делать дальше.
Начнём с внешней среды, потому что здесь проще )). Если вы уже делали PEST анализ и анализ отрасли по Портеру, то половина SWOT анализа уже готова. А если ещё не делали, то всё равно придётся делать – поэтому вперёд. Про PEST анализ я писал достаточно подробно, анализ отрасли ещё как-нибудь рассмотрим. Когда доделаете, берёте влияющие на компанию факторы внешней среды и подставляете их либо в графу Возможности (если они положительные), либо в графу Угрозы (если они отрицательные). Собственно, это всё.
Факторов может быть великое множество, но нужно учитывать две вещи. Во-первых, насколько тренды сильные, продолжительные и устойчивые. Во-вторых, влияют ли они непосредственно (или хотя бы опосредованно) на бизнес компании. Если у вас чебуречная в Запердюйске, вас вряд ли будет сильно волновать, сколько мишленовских ресторанов появилось в стране (МАКРО-уровень). Хотя интересовать, в идеале, должно. Гораздо важнее вам будет знать, не собирается ли рядом открываться какой-нибудь МакДональдс или Шоколадница, которые могут увести у вас клиентов (МИКРО-уровень).
PEST анализ оценивает долгоиграющие тренды, на которых будет строиться ваша стратегия. По сути, это карта с «рельефом местности». Где-то на ней – конечная точка пути, ваше Видение. Стратегия – что-то вроде маршрута. SWOT же – это GPS (или Глонасс, если патриотичней). Он нужен для определения ваших текущих координат. Начальной точки пути.
Внутренние факторы рассмотрим в следующем посте.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.