Дьявол кроется в деталях, и здесь тоже есть свои нюансы. Можно просто взять и посмотреть на структуру активов и пассивов, прибыль и движение денег на какую-то дату (ищите у меня в ленте посты про баланс, БДР, БДДС). Финансистам и бухгалтерам это, конечно, будет очень полезно. Но для целей SWOT это мало подходит. Почему? Потому что это ничего не говорит ни о положении компании относительно отрасли, ни о трендах. Таким образом, оценивать силу или слабость какого-либо показателя нужно относительно либо рынка в среднем, либо ближайших конкурентов. И смотреть параметры оценки за несколько периодов. Возможно, можно сделать исключение на коэффициенты финансовой устойчивости, и то я бы их смотрел в динамике. Но это точно выходит за рамки сегодняшней темы ))).
Начнём с баланса. Активы состоят из двух частей: внеоборотные и оборотные активы. К первым относятся те, которые используются больше года: например, здания, патенты, бренды, оборудование, инвестиции… К оборотным активам относятся сырьё/материалы, готовая продукция, деньги, дебиторская задолженность – т.е. то, что быстро оборачивается (расходуется и пополняется).
Я считаю, что внеоборотные активы – это сердце компании, потому что как раз в них кроется её уникальность. Создать что-то такое, что будет использоваться очень долго, - очень ценно. Ещё 100 лет назад в лидерах по капитализации были сплошь промышленные корпорации. У них были огромные заводы и оборудование, свой транспорт и т.д. Зачастую – монопольные позиции, потому что денег и времени, чтобы построить что-то подобное, ни у кого не было. Это, без сомнения, сила и преимущество. Если у вас есть 500 магазинов в собственности по стране, то готов поспорить, что ваши возможности будут на несколько порядков выше небольших конкурентов. А доставка товаров собственным транспортом с водителем «на зарплате» обойдётся точно дешевле арендованного грузовичка. Или, почему многие звёзды ездят рожать в одну известную московскую клинику или в немецкие? Потому что там, помимо условий, есть уникальное оборудование. ..
Потом пришла эпоха брендов и маркетинга. Бренды создавались годами и десятилетиями, но их стоимость очень велика. Напишите на чём-нибудь Coca-cola, Disney, Mercedes, Chanel – и вы легко продадите это в десятки раз дороже реальной стоимости (только не забудьте запастись лицензией, иначе вас посадят). Обладание сильным брендом, который знают покупатели, - бесценно. Посмотрите на стоимость компаний и убедитесь в этом.
Но и сильный бренд не всегда может спасти, если меняется технологический уклад. Обладание патентом или технологией сейчас важнее и бренда, и производства. Где Kodak с её плёнками, фотоаппаратами и печатью? Где Xerox? Где мобильное подразделение Nokia? И, с другой стороны, откуда взялся Facebook? Кто (ну, помимо самого Джобса) мог предсказать, что iPhone изменит всю мобильную отрасль? Сейчас то и дело в новостях проскакивает, что вот этот гигант купил вот такой старт-ап за н-ное количество миллионов, потому что у них есть вот такая технология… И всё. Ребята просто что-то придумали раньше всех и вовремя это продали. Это – сила компании, пусть и в итоге поглощённой.
Так что, обладание уникальными позициями из раздела внеоборотных активов наверняка обеспечит вам безбедную старость. Да, из оборотных активов тоже можно выделить сильные стороны. Например, если у вас есть уникальное сырьё (скажем, обогащённый уран ) – хотя обладание им наверняка будет связано с обладанием каким-то внеоборотным активом: либо местом для добычи, либо технологией, либо оборудованием…. Или, допустим, вам дальний родственник оставил неимоверно огромное состояние, и теперь у вас на счету денег – пруд пруди. Вы можете творить с рынком всё, что захотите. Но, на мой взгляд, это уже частные случаи.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.