Во французском языке есть глагол résumer – подводить итог. А есть производная от этого слова (не вдаваясь в подробности грамматики) – résumé, что и означает сам итог. Краткое изложение, выжимка. Теперь вы немного знаете французский и начинаете догадываться, что должно быть в этом разделе бизнес-плана.
Допустим, у вас появился замечательный (на ваш взгляд) проект, которому нужны инвестиции для его воплощения в жизнь. И когда вы начинаете их искать, возможны всего два варианта. Вы ищете их как частное лицо и организовываете новую компанию под проект или ищете заинтересованных участников проекта для компании. В первом случае больше важна ваша личная репутация и квалификация, а также показатели самого проекта. Во втором – не менее важно, что из себя представляет компания (хотя и личную репутацию, и показатели эффективности проекта никто не отменял). Одно дело, когда финансирование запрашивает ООО «Ромашка», а другое – АО «Газпром». Если ваш случай – первый, то большой ценности этот пост для вас не несёт: в вашем бизнес-плане этого раздела не будет. Для тех, у кого уже есть работающая компания, её описание нужно включить в план.
Есть хорошая поговорка – дорога ложка к обеду. Применительно к нашей теме, большинство инвесторов интересует не только сама прибыль и не только её количество, а срок её появления. Тот прекрасный момент, когда счёт становится положительным ))). Перспектива заработать в течение одного года намного приятней, чем в течение десяти. Поэтому и срок так называемой окупаемости проекта тоже имеет большое значение для инвестора: ведь он может оказаться длиннее его «горизонта планирования», т.е., того периода, на который он планирует распределение своих средств. И тогда ваш проект станет ему неинтересен. Ваша задача – показать, что это не так. И свою прибыль инвестор получит как минимум при жизни)))).
Когда вы рассказали своим будущим инвесторам о своей компании и о продукте, для которого просите финансирование, самое время перейти к описанию отрасли, в которой будете работать. Анализ рынка – следующий раздел бизнес-плана.
Чтобы грамотно «водить руками», топ-менеджеры и собственники должны разбираться во всех бизнес-дисциплинах. Иначе придётся довериться нанятым профессионалам, а в этом есть изрядный риск, связанный с их личностью. Организм любой компании – субстанция, требующая тонкой и постоянной настройки. В ней беспрерывно что-то происходит, и все процессы переплетаются между собой. Так, казалось бы, какое отношение понятие безубыточности из микроэкономики может иметь к управлению проектными рисками? Оказывается, самое прямое.
Рисков – бесчисленное множество. По сути, каждый момент – это риск: совокупность факторов формирует определённое будущее. Это было классно обыграно в фильме «Люди в чёрном – 3», где Гриффин, арканианец, одновременно проживает во многих вселенных. Но для проектной работы не надо увлекаться. Стоит помнить о главном правиле: для учёта риска в проекте он должен быть релевантным, т.е., непосредственно влиять на результаты проекта. А дальше – уже зависит от специфики. Пройдёмся по основным типам рисков.
Вы можете быть супер-специалистом в маркетинге, финансах, операционном и стратегическом планировании. Но если у вас нечего предложить рынку, то и плана у вас в итоге не будет. Хотя и продукт без грамотного плана умрёт, как и 95% таких же, которым не повезло с планированием. Поэтому всё взаимосвязано, но начинается именно с продукта.
Когда мне было 13 лет (в 1990 году), молодой человек моей старшей сестры занимался карате. Тогда эти секции только появились по школам и были мега-популярны среди молодёжи. Как-то мы с ним остались вдвоём, и он меня спросил в стиле боевиков про Шаолинь: «- Когда начнётся гражданская война, все разделятся на 2 категории – людей с магическим ударом ноги и претендентов на смерть. Ты кем хочешь быть?» Так я попал в секцию карате, и начался мой путь в боевых искусствах. А этого принципа стараюсь придерживаться до сих пор. К чему это всё? Когда закончатся очередные потрясения, начнётся новый виток. Будут разорившиеся и уволенные, будут потерявшиеся и разочаровавшиеся – «претенденты на смерть». Но будут и деятельные, ищущие, предприимчивые, со свежими идеями – «люди с магическим ударом ноги». На месте закрывшихся бизнесов откроются новые. У кого-то будут на это средства, а кому-то придётся искать инвесторов и вспоминать о такой вещи, как «бизнес-план». Его нужно уметь не только составить, но и правильно преподнести. Об этом и будет несколько следующих статей.
«Есть маленькие по три. А есть большие, но по пять. Всё полезно, что в рот полезло. Нельзя впихнуть невпихуемое». Вот такими несложными фразами можно передать основной смысл таких хитрых понятий, как полезность и кривые безразличия. Ну, а если ещё осталось желание разобраться с основами теорий поведения покупателей и принятия решений, именно об этом и будет сегодняшний пост.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.