Просмотров: 2016

Тему гордыни и тщеславия слегка затронули в предыдущем посте про эффект Даннинга-Крюгера и принцип Питера. Гордыню можно выразить примерно так: “Вы все чмо, а я крут”. Иными словами, уверенность в собственной непогрешимости и исключительности. Тщеславие же - когда ещё к этому добавляется что-то вроде: “...И вы все должны мне об этом напоминать”. То есть, льстить или даже лицемерить. Поговорим же подробней про жертв этих грехов в бизнесе.

Когда в соответствии с принципом Питера менеджер достигает своего уровня некомпетентности, к этому времени его эго уже не влезает в сознание, как печень алкоголика - под рёбра. У него было много заслуг на пути к этой должности, он много работал. И он не может принять и смириться с тем фактом, что это именно он косячит, что именно его решения - неправильные и ведут к потерям: ведь до этого он приносил только пользу. Много пользы! За это его и повысили до того уровня, на котором он сейчас находится.

Тут же по соседству ошивается #тщеславие. С одной стороны, большая часть менеджеров плохо воспринимает критику, особенно если подсознательно (или уже сознательно) понимает, что для неё есть основания. И чем больше у менеджера опыта и чем выше позиция, тем меньше способность к её адекватному восприятию. Понятно, почему: менеджер не просто так всего добился и лучше знает, что и как надо делать, чем какие-то там советчики снизу. С другой стороны, нижестоящие по иерархии сотрудники боятся что-либо сказать менеджеру из элементарного страха санкций и увольнения. Получается, как в песне Слепакова про шутки начальника…. Насколько пагубна такая ситуация для компании, долго додумывать не надо.

Снять эти розовые очки ему может помочь только вышестоящее начальство или акционеры. Иногда рынок (если это топ-менеджер, решения которого влияют на стоимость акций или общий уровень продаж компании), иногда - партнёры своим поведением или прямыми словами. Но гарантий того, что очки не приросли намертво - нет. Смотри выше: “вы все чмо, а я крут”.

#Гордыня действует даже на топ-менеджеров самых крупных корпораций - множество, чего уж говорить о заурядных компаниях среднего размера. Причину не надо искать, нанимая дорогостоящих консультантов, ведь они не станут говорить нанявшему их менеджеру, что причина банально в нём самом. Проще выкачать из компании побольше денег на разные исследования, анкетирования и факторный анализ… Почему так происходит?

Из-за застилающего глаза #эго, нет - ЭГО, менеджер не может понять, что изменились условия, в которых он работает, будь то внешняя среда или внутренние изменения в компании. Он привык всё делать по старинке, потому что это работало раньше и вообще - “так правильно”. Отчасти поэтому велика смертность среди корпораций любого размера и смена лидеров в любых отраслях. Отчасти поэтому так много успешных стартапов, “поймавших волну”. Отчасти поэтому появляются новые теории, которые иногда устаревают раньше, чем выходят на пенсию их создатели, опять же из-за меняющихся условий: ведь один из мега-трендов - схлопывание времени и пространства (про #мегатренды можно почитать в предыдущих постах).

Другая причина ошибочных решений - оторванность менеджеров от реальности. И чем выше менеджер, тем шире этот разрыв. Топ-менеджеры, надевающие сэндвич-плакат и идущие к метро - исключение. Топ-менеджеры в зале продаж - исключение. Если проанализировать рабочий день любого менеджера, особенно топа, то станет очевидным, что на общение с клиентами там совершенно нет места. Хорошо, если время на общение было раньше, хотя и оно может сослужить плохую службу: ведь клиенты поменялись . У новых клиентов другие ценности и вообще другие мотивы и процесс принятия решений. Например, #CocaCola не любит об этом говорить, но…молодёжь больше не пьёт Кока-колу. Не в тех количествах. ЦА у них изменилась, и позиционирование, соответственно, тоже должно меняться (кстати, в этом свете смотрится неплохо их заход в Японию с тестом рынка слабоалкогольных напитков)…. Не принимая этого в расчёт, менеджер склонен переносить свой прошлый опыт на текущие условия, что напрямую ведёт к убыткам. Кроме этого, ошибочно может быть воспринята сила бренда или сила компании, когда они начинают диктовать свою волю и свои условия клиентам. Естественно, клиентам это не нравится до такой степени, что они быстро уходят к конкурентам. Вспоминаем случай #Lacoste, который рассматривали в одном из прошлых постов: кто захочет поменять крокодила на логотипе на другое животное? И какое дело покупателям, кроме, конечно, самых преданных фанатов, до мировоззрений и ценностей топ-менеджмента????

Мораль - в анекдоте.
— Запомни, сынок, умный человек всегда во всем сомневается. Только дурак может быть полностью уверенным в чем-то. — Ты уверен в этом, папа? — Абсолютно.

Поэтому думайте, учитесь, анализируйте. И сомневайтесь. В себе - в первую очередь.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.