Просмотров: 2496

Что такое рентабельность? Это отношение прибыли к тому параметру, рентабельность которого мы, собственно, измеряем. Выражается, соответственно, в %. Как я писал раньше, рентабельность может быть двух видов: валовая и чистая. Что это такое? Валовая рентабельность – это уровень прибыли, не учитывающий расходы бизнеса, используемый по большей части в управленческой отчётности и выражающийся формулой = «(Оборот минус себестоимость) / Параметр». В свою очередь, чистая рентабельность учитывает все расходы и выражается формулой = «(Оборот минус себестоимость минус расходы) / Параметр». По сути, если не учитывать все мухляжи с прибылью, без которых главбух – не главбух, то чистая рентабельность в идеале должна базироваться на  балансовой прибыли. То есть тому итогу, который реально фирма заработала.

Про какие такие расходы я тут пишу? Вспоминаем. Расходы могут быть двух видов: переменные и постоянные. Первые напрямую зависят от количества изделий и включают в себя всё, что можно отнести к себестоимости – все материалы, зарплату рабочих, таможню и транспорт, и т.д. Собственно, для валовой прибыли и валовой рентабельности используются именно эти расходы, напрямую связанные с товаром или услугой. Остальные расходы относятся к постоянным (аренда помещений, коммунальные платежи, зарплата непроизводственного персонала, и т.д.) и коммерческим (маркетинг, бэкофис, доставка, и т.д.) и учитываются в расчёте чистой прибыли. Надеюсь, никому не нужно объяснять, что уровню расходов, стабильности этого уровня и составу расходов нужно уделять самое пристальное внимание, т.к. именно здесь кроются все дальнейшие возможные проблемы с ликвидностью, могущие привести к банкротству. Говоря проще, надо следить, куда утекают деньги, и жить по средствам, иначе завтра к вам придут судебные приставы отнимать честно нажитое за чужой счёт )).

Вообще, при работе с рентабельностью очень показателен извечный конфликт в треугольнике «Производство – Торговля – Маркетинг». Производство всегда бубнит, что торгаши не умеют продавать то, что они напроизводили, а маркетологи вообще – зло, потому что не могут жить спокойно и придумывают вечно какую-нибудь новую хрень, которую надо начинать производить. Торговля орёт, что производство не может вовремя обеспечить их потребности, а маркетинг не создаёт спрос с другой стороны баррикад, и товар приходится толкать. А маркетинг матерится, что на производстве у всех руки из одного места, и они не могут сделать то, что просит рынок. А продавцы просто не понимают, как им нужно себя вести, чтобы найти общий язык с клиентами. Знакомо?

Так вот. Задача производства – снизить себестоимость. Поэтому они будут стараться всё упрощать, удешевлять, стандартизировать и обеспечивать экономию на масштабе, производя несколько (а лучше – один) типовых видов продукции. Что там на рынке, их не интересует вообще. Какие там расходы – не их дело. Задача коммерческого отдела – продать как можно больше, «мы за ценой не постоим». В основном, зарплата продавцов – от оборота, и уровень расходов, которыми этот оборот обеспечивается, - не их головная боль. Пусть об этом думает маркетинг. А что маркетинг? А маркетинг осваивает бюджет. И ему нужно его на себя максимально оттянуть, чтобы приобрести значимость в компании. Директор по маркетингу без бюджета – сам не свой )))). Поэтому получается, что всех интересуют в первую очередь валовые показатели. Даже пресловутая #EBITDA, влияющая на котировки акций – и то до вычета «процентов, налогов, уценки и амортизации». Получается, что чистые показатели интересны только собственнику, ну и, возможно, ещё финансовому директору, за которые его этот собственник будет нещадно а-та-та. 

Это всё, конечно, больше относится к рентабельности продаж как наиболее показательному и часто используемому инструменту анализа основной деятельности. Есть вещи типа рентабельности собственного капитала, более интересные, например, инвесторам. В чём смысл. Представьте, что у вас есть 100 рублей своего капитала, которые вы крутите. Вы занимаетесь бизнесом с рентабельностью, скажем, 30%. К вам приходит друг и говорит, типа давай я тебе дам ещё 100 рублей, ты их прокрутишь, отдашь мне 115, а тебе тоже ещё с них 15 останется: прибыль делим пополам. Вы говорите – ок. Крутите уже 200 рублей с той же рентабельностью 30%, зарабатываете 60 рублей. Отдаёте 15 из них другу вместе с его 100 рублями. Вроде бы ничего не произошло, да? Но. Давайте посмотрим внимательно. У вас те же 100 рублей своих денег. Но только заработали вы не 30, а 45, хотя рентабельность продаж не менялась. И заработали вы их с помощью заёмных денег. Рентабельность вашего капитала вдруг скакнула с 30% до 45%! Упс, вот это новости! Круто, скажете вы. Если говорить правильным языком, то вы грамотно использовали финансовый рычаг, или финансовый левередж. Скажем так, подняли этим рычагом свой заработок. И для инвесторов способность компании использовать финансовый рычаг, привлекая заёмные средства, - очень ценна, т.к. показывает потенциал роста компании, а, следовательно, её недооцененность (и возможность наживы). Используя рычаг, компания поднимает уровень #EPS (прибыль на акцию, или earning per share), который прямо влияет на котировки акций компании. Но это уже, как скажет господин Каневский, совсем другая история…

Есть, расхожая поговорка у финансистов: «прибыль есть, а денег нет». Рентабельность – ещё не всё, что создаёт успех. В следующий раз поговорим об оборачиваемости.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.