Любой собственник вам скажет, что не в состоянии следить за всеми процессами в компании. Да это и не нужно. На основе обобщённых отчётов управленки в удобном для него формате собственник лишь должен корректировать направление, в котором идёт его компания. Всё остальное можно делегировать. Контроль осуществляется с помощью определённых коэффициентов из области финансового менеджмента, которые мы и начнём рассматривать в сегодняшней публикации. Более того, и управляющий директор, и топы должны также понимать и уметь оценивать эти коэффициенты для того, чтобы принимать взвешенные и обоснованные решения на своём уровне. Пока ничего сложного, просто немного здравого смысла.
Рентабельность – это, конечно, хорошо, но на относительную прибыль Мазерати не купишь. Стоимость жизни выражается не в процентах, а в валюте той или иной страны. Поэтому, кроме рентабельности, нужен заработок в абсолютном выражении, а он тем больше, чем больше активность предприятия, чем больше оно оборачивает всё то, что у него есть. Поэтому одна из важнейших групп финансовых коэффициентов так и называется: группа коэффициентов деловой активности, а основное понятие там – оборачиваемость.
Прилетает один бухгалтер из-за границы на паспортный контроль. Пограничник его спрашивает – «Откуда прибыли?» - «Да какие прибыли?!» - грустно отвечает бухгалтер.. – «Одни убытки везде». Группа коэффициентов рентабельности показывает, насколько широкой будет улыбка собственника, когда он будет подсчитывать доходы. И как быстро у него поменяется настроение, когда он увидит расходы. В общем, эта группа показателей - исключительно про то, для чего делается бизнес: про прибыль. Сегодня её и препарируем.
В предыдущих публикациях мы рассмотрели основные разделы экспресс-анализа финансового здоровья компаний: выручка, рентабельность, оборачиваемость. Если все три из них в порядке, то проблем не предвидится в случае, когда источники средств - собственные. Но бывает, что компания видит возможности активного развития, а свободных денег у неё нет, и она начинает занимать. В этом случае при резких изменениях конъюнктуры жди беды: все мы видели в 2009 году, как быстро умирают огромные корпорации. Или вроде всё идёт хорошо, и собственники начинают жить на широкую ногу: строят свои офисы, покупают шикарные корпоративные авто с нанятыми водителями, не вылезают из поездок (отели не меньше 5 звёзд и а/билеты бизнес-классом), отрываются на полную и не считают. И вдруг деньги почему-то заканчиваются, компания закрывается, имущество идёт с молотка, а собственник садится в тюрьму, променяв KingSize Bed на обычные нары. Так что завершающим этапом анализа будет расчёт группы коэффициентов устойчивости, показывающих жировой запас компании и её уверенный взгляд в будущее. Как раз вот здесь актуальна поговорка «прибыль есть, а денег нет». Вернее, актуально избежать такой ситуации.
Выручка, или оборот, характеризует масштаб бизнеса и силу компании на рынке среди себе подобных. Когда происходит знакомство с фирмой, всегда первым делом спрашивают про оборот. Во-первых, в большинстве случаев это не секрет, т.к. при хорошей конкурентной разведке оценить его и так не составит труда, а ПАО вообще его публикуют. Во-вторых, остальные финансовые данные характеризуют уже стратегию и тактику поведения компании, а не её положение. В-третьих, при начале сотрудничества, когда партнёры только присматриваются друг к другу, оборот каждого из них формирует в определённой степени их взаимоотношения (насколько важным и масштабным может быть сотрудничество, насколько внимательно стоит относиться друг к другу, какие условия можно предоставить и т.д.). В-четвёртых, оборот показывает возможности компании в плане доступа к ресурсам и проведения показательных «боевых» действий на рынке. Но, как я писал в предыдущем посте, большой оборот – не всегда хорошо. А вот маленький оборот – в основном, плохо. Как избежать всяких ловушек, связанных с этой цифрой, сегодня и разложим.
С этой эпичной фразы из песни Высоцкого и начнём разговор об оборотных средствах. Быть бизнесменом всем нравится. Вернее, не так. Всем нравится атрибутика бизнесменской жизни: дорогие рестораны, престижные машины, общение с партнёрами, перелёты бизнес-классом и частной авиацией, бутики с брендовой одеждой, элитное жильё… Не всем нравится, что за этим стоит: бессонные ночи, круглосуточная работа, расшатанные нервы, подорванное здоровье, иногда и угрозы жизни, но сегодня не об этом. Сегодня поговорим о том, как можно легко разрушить доходный бизнес, увлёкшись игрой в монополию и почувствовав “вкус крови”.
Традиционно считается, что быть в кредитах – нехорошо. Лучше работать на своих деньгах, тогда и рисков в разы меньше. Да, это так, и примеров тому – великое множество. За последние 22 года мы видели немало кризисов и немало больших кораблей, которых пустили на дно или «отжали» банки. Но. Тем не менее, есть случаи, когда кредит – это хорошо. Давайте посмотрим.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.