Просмотров: 785


Наверно, если собственник бизнеса идёт «сдаваться» в банк через несколько лет работы, чтобы одолжить некую сумму «в оборотку», дела его вряд ли идут хорошо. И вряд ли его можно назвать грамотным собственником. Видимо, он недопереедает: т.е., ест меньше, чем хочет, но больше, чем может. 


Исключение – это случай, когда у него есть новый проект, хорошо и детально посчитанный, но на реализацию которого может уйти ценное время. Ведь деньги из оборота нужно вытащить, а сделать это быстро нереально. И, может быть, нереально вообще их вытащить. Или таких денег даже, может быть, и нет. А желание и рыночная возможность – есть. И кредитные деньги – это, пожалуй, единственный выход, чтобы выйти на новый уровень. Самое главное – заложить «запас», потому что банки играть не будут. И если что-то пойдёт не так, потерять можно вообще всё. 


Но это – частный случай. А вот акционерные общества, особенно в развитых странах, очень любят прибегать к кредитам, даже если их казна далеко не пустая. Зачем?  Не секрет, что традиционно топ-менеджмент корпораций «заточен» (т.е., мотивирован собственниками) на стоимость компаний. Стоимость компаний складывается из стоимости составляющих капитал акций. Так что прямая задача менеджмента – увеличивать стоимость этих самых акций всякими разными способами, чтобы в конце года получить свои обещанные акционерами плюшки. 


Различные заявления и слухи очень быстро влияют на кратковременные колебания курсов акций. Но в долгосрочной перспективе топам приходится всё-таки работать и принимать решения, чтобы была прибыль. Ведь именно прибыль на акцию, или EPS (earning per share), является в итоге основным показателем привлекательности актива для инвесторов. 


Теперь конкретика. Представим, что у корпорации есть капитал 100 рублей с оборачиваемостью 2 (т.е., за год она может его обернуть 2 раза) и бизнес с рентабельностью 25%. Сколько компания заработает? Если грубо и не вдаваться в детали, то 25*2 = 50. Или – 50% от капитала (50/100). На каждую из, допустим, 100 акций компании, придётся 50 копеек.


Теперь посмотрим, что будет, если компания привлечёт кредит ещё в 100 рублей под 10% годовых (при условии того, что бизнес может расти неограниченно). Теперь общий ресурс – 100 своих + 100 кредитных, итого 200. Оборачиваем 2 раза под 25%, получаем 50*2 = 100 прибыли. Отдаём 10 банку. Остаётся 90. А теперь вычислим, сколько компания заработала на своём капитале. А теперь – внимание, самое главное. Мы делим прибыль не на общий ресурс, а ТОЛЬКО НА СВОЙ. 90/100 = 90% !!!! Прибыль у нас скакнула с 50 копеек на акцию до 90.


Получается, что, воспользовавшись заёмными средствами, менеджмент компании разогнал прибыль на акцию на 80%. Что происходит с акциями? Правильно, они растут. Пусть не на 80%, но значительно. Вырос ли бизнес у корпорации? Принципиально нет: бизнес тот же, рентабельность та же, рынок не изменился. Лирическое отступление – это креативно называется «финансовый рычаг».


В общем-то, это всё, что вам стоит знать о «мыльных пузырях» на бирже )))). Очень большое количество компаний не стоят тех денег, в которые их оценивают. Потому что это, скорее, конъюнктура, чем подкреплённый активами показатель. Но знать об этом полезно, чтобы привлечь инвесторов ;-)

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.