Просмотров: 731

На что обращают внимание в первую очередь? На оборот (или, по-правильному, «выручку»). Да, это один из ключевых показателей, и его значения бывают критичны. Но не только. Выручка ради выручки – ничто. Есть хороший анекдот. Идёт мужик, видит, другой продаёт рубль за 90 копеек. В непонятках тот спрашивает – «Мужик, а где прибыль?». Тот отвечает: «Не знаю, где прибыль, но оборот просто дикий!!» К сожалению, такие ситуации – не редкость, и бывает так, что в погоне за оборотом реально начинают продавать рубль по 90, а то и 50 копеек.

Поэтому первая группа важнейших показателей, кроме выручки – это рентабельность. Сейчас модно ещё стало говорить «маржинальность». Что это такое? Это отношение валовой прибыли (без вычета расходов) – ВП – к оцениваемому показателю. Например. Рентабельность продаж = ВП / выручка. Рентабельность  активов = ВП / активы. Рентабельность капитала = ВП / собственный капитал. И так далее.  Кстати, если учесть расходы и вместо валовой прибыли брать чистую, то и рентабельность будет называться чистой (то есть, очищенной от расходов). Коэффициенты рентабельности (обычно все используют рентабельность продаж как основной) показывает способность компании генерировать прибыль, а это, как мы помним, – сердце любого бизнеса.

Тем не менее, одной рентабельности мало. Как говорится, «съесть-то он съест, так кто ж ему даст?». Как я уже писал, есть две модели заработка: на обороте и на марже. На разных рынках и в разных ситуациях они применимы обе. Иногда актуальна одна, иногда другая. Поэтому следующая группа показателей является не менее важной. Это – оборачиваемость. Оборачиваемость рассчитывается как отношение выручки к оцениваемому показателю. Например, оборачиваемость складских запасов = выручка / средние запасы (остатки). Оборачиваемость собственных средств = выручка / собственные средства. Оборачиваемость  активов = выручка / активы. Смысл этой группы показателей – продемонстрировать, сколько раз за период получается «обернуть», или вложить, оцениваемый параметр. Наиболее популярны коэффициенты оборачиваемости средств, собственных средств, оборотных активов, запасов.

Наконец, есть группа показателей, демонстрирующая дальновидность фирмы , её готовность к ухудшениям ситуации на рынке (рынках) и способность противостоять этим ухудшениям. Называется она коэффициенты устойчивости, и чуть сложней для восприятия не работающими с финансами людьми.  Здесь нужно уже уметь читать баланс, но на пальцах я немного расскажу. Баланс состоит из двух частей: актив и пассив. Актив – это то, чем владеет фирма. Пассив – откуда появился этот актив. Например. Вы организовали фирму и внесли на счёт 100 рублей. Теперь в вашем активе 100 рублей на счету. А в пассиве – 100 рублей в собственном капитале. Потом вы пошли в банк и взяли 50 рублей в кредит, который банк вам перечислил на счёт. На вашем счету теперь 150 рублей, и это ваш актив. А в пассиве – тоже 150 рублей: 100 рублей в собственном капитале и 50 рублей в заёмном (вы их должны банку). Допустим, потом вы купили товар на 30 рублей. Актив всё равно остался 150, просто 30 «перетекли» в товар. И теперь ваш актив состоит из 120 рублей на счету и 30 рублей в товаре. А пассив не поменялся. И так далее. Собственно, баланс состоит из нескольких больших разделов.  Актив – из двух:  внеоборотные активы (это то, что нельзя оперативно превратить в деньги: недвижимость, долгосрочные вложения, патенты и т.д.) и оборотные активы (деньги, запасы, дебиторка и т.д.). Пассив – это источник активов, и он состоит из трёх больших частей: собственный капитал, долгосрочные заёмные средства, краткосрочные заёмные средства. Понятно, что они должны быть равны, и общая сумма как активов, так и пассивов называется валютой баланса.

Так вот. Коэффициенты устойчивости на основе соотношений разделов баланса между собой показывают, насколько фирма готова ко всяким неприятным ситуациям. Наиболее известны коэффициенты: - ликвидности (отношение быстрореализуемых активов к кредиторской задолженности), показывающий способность компании быстро расплатиться по обязательствам перед кредиторами; - покрытия (примерно то же самое, но чуть посвободней: это отношение всех оборотных активов к кредиторской задолженности); - автономии (отношение собственного капитала к валюте баланса), показывает долю собственных средств в компании. Достаточно часто прибыль из компании выводится, тратится и проедается в жирные времена, и это чревато возможными проблемами в будущем, когда не всё будет так радужно, а денег на раскачку будет не хватать. Каждый может привести свои примеры. Поэтому, по сути, чем меньше в компании собственных средств и чем больше на балансе ликвидных активов, тем она устойчивей.

Подробней рассмотрим эти группы в следующих постах.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.