Просмотров: 860

Сразу оговорюсь: если управление деньгами не входит в круг ваших любимых занятий (а зря, потому что с деньгами нужно уметь обращаться), то не тратьте своё время зря – вам публикация будет бесполезна. Плюс тут нужно слегка разбираться в структуре баланса и вообще математике в целом. Если просто любопытно, прочитайте пару последних абзацев поста с основными выводами, как избежать проблем. И возвращайтесь дня через 2-3, когда будет пост про бюджетирование и финансовое планирование. Здесь же всё будет очень прагматично и без веселья. Мы рассмотрим условия, при которых у компании могут быть проблемы, некоторые значения базовых коэффициентов, а также вероятность банкротства, исходя из отчетности.

Вторая оговорка – понимая, в какой среде бизнеса мы живём, будем предполагать, что анализируем управленку, т.к. собственно официальные бухгалтерские данные зачастую очень далеки от реальности. Ну, или что компания работает совсем пушисто, и её управленка на бухгалтерских документах и базируется.

Ну, и третья оговорка, или просьба к собственно финансистам - меня сразу не убивать. Конечно, к формулам или трактовкам можно легко придраться, но цель этого поста – максимально просто объяснить людям, что это всё вообще такое, а не заниматься точным анализом конкретного предприятия.

Зачем вообще это знать менеджеру? Да, собственно, чтобы понимать, где он работает. Раскинув правдивые (!) данные финотчётности, менеджер должен уметь догадаться, будут ли задержки зарплат, не надо ли случайно подыскивать новую работу, потому что компания скоро разорится, как может измениться репутация компании на рынке, что думают поставщики, и т.д. Скажем так, при отсутствии прозрачности и входящей информации о компании со стороны собственников, уметь самому разобраться в текущей ситуации и сделать правильные выводы. Ну, а если менеджер к компании вообще лоялен и может генерировать грамотные идеи, то вовремя их сгенерить и подать на блюдечке.

Начнём с коэффициента автономии. Он выражается отношением Собственного капитала компании (раздел III Пассива) к Валюте Баланса и показывает, какова доля собственных денег у компании. Насколько она независима от внешнего контроля, насколько контролирует принятие решений, насколько гарантирует выполнение своих обязательств и контролирует риски финансовых проблем, если заёмный капитал будет изъят. Пороговое отношение – 0,5. Чем оно ближе к 1, тем лучше для компании. То есть, доля собственных средств у компании должна быть не меньше половины.

Более приземлённый коэффициент, важный для анализа оперативной деятельности, называется коэффициентом обеспеченности собственным оборотным средствами. Его физический смысл – сколько своих денег у компании в обороте, и каким объёмом оборота она рискует, если деньги вдруг придётся возвращать. Выражается коэффициент как (Собственный капитал (раздел III Пассива) – Внеоборотные активы (раздел I Актива) ) / Оборотные активы (раздел II баланса). Минимальное значение коэффициента – 0,1. То есть, это фактически означает, что компания, помимо полного формирования основных фондов, как минимум 10% должна ещё направлять в оборот и не жить полностью на заёмные средства.

Есть очень интересный коэффициент манёвренности, показывающий хитрость менеджмента. Он выражается как (Собственный капитал + Долгосрочные пассивы – Внеоборотные активы) / Собственный капитал. Смысл его в следующем. Обычно соответствующие разделы активов и пассивов баланса коррелируются между собой: краткосрочные источники заёмных средств идут в оборотный актив (т.к. такой источник может быть быстро изъят, и его эквивалент придётся быстро вытаскивать из оборота), а долгосрочные вложения в компанию можно «зарыть» в инвестиции и, соответственно, внеоборотные активы. Так вот коэффициент манёвренности, вернее, его превышение над 1, показывает, какую долю долгосрочных инвестиций менеджмент умудрился превратить в оборотку и прокручивать. Сманеврировать, так сказать )))).

Дальше перейдём к коэффициентам ликвидности. 
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, как быстро компания может погасить самые срочные обязательства и выражается отношением Наиболее Ликвидных Активов – денег и краткосрочных финансовых вложений – к Краткосрочной задолженности. Пороговое значение – 0,2. Это значит, что как минимум 20% того, что компания должна будет выплатить в обозримом ближайшем будущем, должно лежать либо на счетах, либо в финансовых инструментах, которые можно быстро превратить в деньги без потерь. Своего рода неприкосновенный запас, или резервный фонд. 


Просто коэффициент ликвидности демонстрирует, насколько устойчиво положение компании в случае, если дебиторы вовремя расплатятся. Формула почти такая же, только в числитель добавляются БРА – быстро реализуемые активы, к которым относится дебиторская задолженность, отгруженные товары и прочие (всякие, «внавалку» ) активы. Пороговое значение коэффициента – 0,8. То есть, учитывая абсолютную ликвидность, равную не меньше 0,2, можно грубо и очень приблизительно сказать, что в кредит клиентам можно грузить не больше 60% того, что вы привлекли со стороны на короткий срок (меньше 12 месяцев). Где остальные 20%? Незавершёнка, сырьё, готовая продукция, будущие расходы….. В общем, они тоже должны находиться на вашей стороне игрового поля, т.е., внутри компании.

Коэффициент покрытия выражается отношением Оборотных активов компании к Краткосрочной задолженности и должен быть не меньше 2. Вспомним 2 вещи, характерные для финансово устойчивых компаний. Первая - источники средств (пассивы) и их назначение (активы) между собой коррелируются. То есть, если вы взяли каким-то образом материальные блага на год, то не зарывайте их туда, откуда не сможете в течение года, в случае необходимости, отрыть. И вторая – обеспеченность компании собственными средствами не должна быть меньше половины. Вот и получаем, что как минимум оборотные активы должны покрывать краткосрочную задолженность, а собственные средства должны её дублировать. Что-то вроде резервной системы в самолёте.

Что касается прогнозов банкротства, расчёт формул выходит далеко за рамки публикации и важен больше кредитным организациям, кредиторам и оценщикам. У нас в стране по большей части используется 2 модели: применяемые разработанные государством методические указания оценки финансового состояния организации и модель профессора Альтмана. Это вещи из открытых источников, которые при желании или необходимости легко найти и изучить. Вкратце, первая модель базируется на соотношении собственных и заёмных средств, а вторая ещё большое значение уделяет рентабельности и оборачиваемости.

Поэтому общий вывод для всей серии публикаций про контроль показателей достаточно прост. 
НЕ ЖИВИТЕ И НЕ ДЕЛАЙТЕ БИЗНЕС В КРЕДИТ, а старайтесь развиваться на собственные средства. Тогда не будет неожиданностей, которые подстерегают в самый неподходящий момент. Как правило, при возникновении затруднений перекрываются валом все внешние источники финансирования, т.к. в компанию больше никто не верит (или не хочет верить): банковские кредитные линии, отсрочки поставщиков, предоплаты клиентов, и т.д. Это всегда усугубляет проблемы и приводит к непоправимым последствиям. А слухи распространяются очень быстро и всегда преувеличивают проблемы.


Найдите тот вид бизнеса, минимальная рентабельность которого удовлетворит ваши амбиции и обязательно приплюсуйте туда все возможные надбавки за те риски, которые можете предвидеть. Лучше потом превратить их в дополнительный бюджет, чем плакать, доставая из кармана. Ну и конечно, нужно, чтобы ваши «хотелки» в плане рентабельности были с аплодисментами приняты рынком, что вам позволит обеспечить уровень выручки, не только покрывающий расходы, но и делающий вас счастливым ))).

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.