Просмотров: 1579

Физический смысл коэффициентов этой группы – сколько раз за оцениваемый период компания может заработать на одном и том же количестве денег или товара, сколько раз прокрутить его, или обернуть. Выражаются коэффициенты оборачиваемости отношением выручки к оцениваемому параметру. Например, оборачиваемость запасов = Выручка (оборот) / Средняя величина запасов. Оборачиваемость денежных средств = Выручка / Средний размер денежных средств. Тут есть один нюанс. Понятие «средний» означает, что значение будет тем точней, чем больше раз оно измерялось. Например, возьмём остаток денег на счетах за месяц. В первый и в последний день месяца были большие поступления, и остаток был высоким. А в остальные дни компания использовала деньги в обороте, и свободных остатков на счёте почти не было. Что это значит? Если мы возьмём два значения за месяц, первый и последний день, то получим картинку, оторванную от реальности: среднее значение будет высоким, хотя на самом деле денег у компании на счетах не было весь месяц. А если мы возьмём «срез» остатков денег 10 раз (через каждые 3 дня), то получим уже более реальную картину. То есть: чем больше значений за период одного параметра вы оцениваете, тем точней будет расчёт. В статистике массив оцениваемых значений называется выборкой, а точность расчёта – репрезентативностью (показательностью). То есть, «репрезентативность выборки», словосочетание, вызывающее панику у многих, на самом деле – просто показательность данных, взятых для анализа, или степень их точности. В маркетинговых исследованиях употребляется этот же термин, кстати.

Но вернёмся к оборачиваемости. Например, представим, что вы офисная белка, и у вас есть орех, который вам обошёлся в 90 рублей – на рассвете вы его купили у барыг-сусликов, достав деньги из старой копилки и встав пораньше. Вы его утром продали за 135 и опять пошли к орешнику, где местные суслики, которые его держат, продали вам ещё один орех, но уже за 100 рублей. Вы опять продали орех на обед своим коллегам-белкам за 135 и побежали к орешнику, чтобы успеть купить ещё один орех и навариться на предстоящем ужине. Жадные суслики вас «развели» уже на 110 рублей, а покупать дороже ваши друзья-бельчата не хотят. Вы его «слили» также за 135, чтобы не оставлять на ночь, когда хитрые летучие мыши могут его стырить, и пошли отдыхать. Посмотрим, что получилось. Вы продавали орех 3 раза, купив его за 90, 100 и за 110 рублей. Средняя стоимость ореха = (90 + 100 + 110) / 3 = 100 рублей. А что с выручкой? 135+135+135 = 405. Считаем оборачиваемость ваших запасов орехов. 405 / 100 = 4,05. Стоп. Что за фигня? Вы же продавали орех всего 3 раза, почему коэффициент больше 4х? А потому, что бизнесмен из вас так себе. К концу дня у вас на руках – 195 рублей: 90 из копилки и 105 заработанных за день. Вместо того, чтобы идти отдыхать, набегавшись за день и оставив деньги без дела, можно было дойти до уже пьяных радостных сусликов и сторговать у них уже 2 ореха за свои 195 рублей (а то и за 180). А потом дойти до лесной дискотеки, где обкуренные ёжики оторвали бы у вас с руками эти орехи по 150 за каждый. В общем, деньги вы не прокрутили лишний раз, хотя могли бы )))). 

Если серьёзно, то основные коэффициенты оборачиваемости, важные для понимания здоровья бизнеса – это оборачиваемость запасов, оборотных активов и денежных средств. Иногда, для глубины – кредиторской задолженности. Рассмотрим подробней.
Оборачиваемость запасов (как, например, орехов из примера ) важна для продактов и закупщиков: она показывает, сколько раз вы успели продать и купить товар на те деньги, которые вам выделил для этого финансовый директор. Равна Выручке, делённой на Средние Запасы. Нет стандартного значения коэффициента, потому что товар разный: для хлеба со сроком годности 3 дня коэффициент за месяц должен быть не меньше 10, верно? А вот для бутика Ламборгини где-нибудь в Усть-Пердюйске он будет стремиться к нулю даже за год, что, тем не менее, позволит этому бутику выживать ))). Поэтому надо включать здравый смысл и вспоминать про управление запасами, сравнивая это с возможностями компании по финансированию стока и принятыми в отрасли параметрами.
Оборачиваемость денежных средств показывает, насколько эффективно компания ими распоряжается, вкладывая их в бизнес. Равна Выручке, делённой на Средний остаток денежных средств. Если коэффициент меньше 1, то деньги используются не полностью, что совсем не означает недальновидность менеджмента: возможно, компания аккумулирует деньги для известных только ей целей или делает себе подушку безопасности. Если же коэффициент намного больше 1, особенно если это значение ненормально для отрасли или самой компании, то нужно посмотреть его в паре с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности (Выручка / Кредиторскую задолженность): возможно, компания просто работает на деньгах поставщиков (честь ей и хвала ). Ну, или просто крутит капитал, как кардан ))). 
Оборачиваемость оборотных активов равна Выручке, делённой на II раздел актива баланса (это запасы, незавершённое производство, денежные средства, дебиторка (что клиенты должны фирме) и краткосрочные финансовые вложения), то есть всё то, что можно быстро обернуть в деньги - поэтому он так и называется. Коэффициент показывает, насколько активно компания использует своё достояние. 

Все эти коэффициенты хороши, но ещё больше они хороши в динамике. Желательно посчитать все эти коэффициенты за несколько последовательных периодов, представив это в виде таблиц или графиков (кому как удобно). Очень многие вещи сразу станут понятными. Как и в любом анализе, картинка за несколько периодов даёт намного более наглядное понимание происходящих процессов и их взаимосвязи.

И наконец. Итоговая прибыль считается как рентабельность, умноженная на оборачиваемость (которая, в свою очередь, зависит от выручки). Так что, всё это имеет большое значение для финального результата работы компании. Тем не менее, в предыдущем посте я слегка слукавил, когда написал, что поговорка «прибыль есть, а денег нет» относится к оборачиваемости. Это всё же про группу коэффициентов устойчивости, которую нам осталось рассмотреть в следующий раз.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.