Обычно при разработке стратегии идут об общего к частному. Сначала PEST-анализ, потом анализ отрасли по 5 силам Портера, потом анализ бизнес-процессов компании….
Всё это соединяется в SWOT-анализ в попытках понять, что нужно поменять для того, чтобы дела пошли лучше. По классике, рекомендуется одна из нескольких базовых стратегий с небольшими вариациями: концентрации, диверсификации, концентрированного роста. Предлагается понять видение, миссию, сделать брендбук, блаблабла… Да, становятся видны определённые ошибки, что-то улучшается, в ряде случаев даже значительно. По крайней мере, «рабы на галерах» начинают более синхронно работать вёслами, иногда даже в унисон.
Но. Принципиальных результатов это не даст.
Во-первых, любой собственник или топ знает об отрасли и компании намного больше, чем приглашённый им консультант. И на уровне даже опыта и интуиции может вполне успешно работать.
Во-вторых, если стратегия разрабатывается внутри компании, то фактически речь идёт о систематизации того, что уже делается менеджментом, поэтому вряд ли в процессе разработки выявится принципиально новый подход к бизнесу.
Ну, и самое основное. В-третьих, с точки зрения покупателя не имеет значения, в какую сторону пойдёт продавец или что объявит (как бы не стало хуже). Покупатель понятия не имеет о стратегии, видении и миссии. Он покупает конкретный товар в своих конкретных условиях выбора.
Поэтому. При разработке стратегии следует отталкиваться от бизнес-идеи. От основной идеи существования компании. Если её нет, её надо искать. Опрашивать покупателей, клиентов – почему они покупают или не покупают тот или иной продукт. Разобраться, что им действительно нужно. И уже на основе этого внедрять этот посыл в любой анализ, т.е. проводить анализ с учётом того, как ситуация влияет на реализацию этой идеи.
И помнить о том, что хорошая идея меняет или вообще создаёт внешние условия, а не подстраивается под них.