Особенности делового общения с представителями разных национальностей
Для любого участника внешнеэкономической деятельности очевидна большая, иногда даже колоссальная разница между деловыми культурами разных стран. У каждой нации есть свои особенности поведения, и для успешных переговоров и работы их необходимо знать.
Сегодня начнём большой цикл погружения в международную среду: рассмотрим особенности делового общения с представителями разных национальностей. Начнём с французов. Чтобы понять некоторые их черты, нужно знать предысторию. Во-первых, французы очень любят свою страну – они патриоты. Иногда они любят страну даже слишком, и любовь эта может принимать некоторые формы национализма. Некогда Франция была империей, и теперь расплачивается за своё прошлое мигрантами из бывших колоний, становящимися её гражданами – это помимо беженцев. Во-вторых, кроме собственно страны, французы гордятся своей культурой – и здесь, конечно, есть чем гордиться. Отдельной веткой культуры является мода, центром которой считают Францию. В-третьих, во Франции сформировались различные «тайные общества», а также сильное влияние на развитие общества оказало его расслоение. И, в частности, наличие аристократии. Всё начинается с внешности. Деловые французы по большей части хорошо, элегантно и со вкусом одеты и обуты (в отличие от молодёжи, зачастую подчёркнуто неряшливой). Кроме одежды, благодаря наследию культуры и происхождения, они вообще умеют почувствовать вкус в жизни: вкусно поесть и выпить, поездить на хороших машинах, пожить в красивой обстановке. При этом – без лишнего шика и роскоши. Правила поведения в аристократическом «просвещённом обществе» сделали французов законодателями протокола и этикета. Они работают по принятым правилам и обычаям, поэтому на них бесполезно давить, что может быть воспринято как невежливость. Им необходимо рассмотреть все аспекты дела, обсудить их, выдержать паузу (как в виноделии – хорошее решение должно созреть). В том числе поэтому французы любят интеллектуальных людей, способных ясно, а главное, логично изложить свои мысли и точку зрения. Французский язык – язык существительных и понятий, а любой документ строится на совершенно определённой логике. Поэтому французы дотошны к любым документам и контрактам, и переговоры с ними длятся дольше, чем обычно. При этом, подчинение правилам делает французов неудобными (жёсткими) переговорщиками с отсутствием «плана Б» и меньшей свободой в принятии решений. Обсуждение и рассмотрение вопросов с разных сторон даёт возможность находить нестандартные, креативные и творческие решения, которые ценятся и самими французами, помимо их клиентов. Хоть на них уходит дольше времени, иногда его стоит потратить ради интересной идеи на выходе. Будучи патриотами, французы очень любят вести переговоры на родном языке, его знание даёт плюс как в самом общении, так и в его результате. Личные связи для французов очень важны. Принадлежность определённому кругу (своего рода закрытому или тайному обществу) для них – обязательна: будь то сеть высшей школы / университета или членство в клубе для бизнесменов с высоким абонементом и невозможностью попасть без рекомендаций, франмасоны и т.д. Бизнес-решения и любые важные вопросы лоббируются через личные связи, и могут быть решены во время деловых приёмов намного проще, чем за столом переговоров: французы очень открытые собеседники в неформальном общении и искренне интересуются личными делами тех, кого знают по связям.