Куда делись проявитель для фотоплёнок и фотобумага? Куда делись сами фотоаппараты – плёночные, а за ними и цифровые? Куда делись 3,5- и 5-дюймовые дискеты, а за ними и «убившие» их диски? Куда делись пейджеры и домашние «стационарные» телефоны? Куда пропали кассеты? И ответы на все эти вопросы кроются в техническом прогрессе: на замену одним товарам приходят другие, более современные. Их так и называют, товары-заменители.
Но это только часть истории. Иногда между собой конкурируют не товары разных поколений, а действительно смежные товары. Например, автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. Да что там – например, самокаты и велосипеды. Книги и фильмы. Шоколадки и печенье. Арендное жильё и ипотека. Обед в ресторане или домашняя еда из контейнера. Бритва, триммер или барбер-шоп.
На самом деле, как только встаёт вопрос о выборе, тут же вовсю маячит товар- или услуга-заменитель. В силу личных предпочтений, финансового положения или других причин человек выбирает что-то одно. Это не значит, что тот товар или услуга, который он не выбрал, хуже своих конкурентов. Просто покупатель ушёл на другой рынок.
Обычно маркетинговые исследования какого-нибудь рынка не принимают это в расчёт. Тем же самым грешат потребители этих исследований: директоры по маркетингу, генеральные и исполнительные. Кто-то потому, что не видит изменений, кто-то – потому что не хочет видеть изменения. Гораздо легче не выходить за рамки своей отрасли и искать причины проблем и способы их решения внутри неё. Но их на самом деле может там не оказаться.
Поэтому включайте боковое зрение и смотрите по сторонам. Представьте, что вы на железнодорожном переезде. Ни спереди, ни сзади может не быть угрожающих вашей безопасности машин. Но поезд, подъезжающий сбоку, может превратить вашу машину в груду железа.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.