Просмотров: 524

Естественно, каждый человек уникален, и однозначно предугадать его поведение  в той или иной ситуации нереально. Однако, есть базовые модели, и с большой долей вероятности можно предсказать хотя бы общее направление реакции на события. Склонность к риску определяется многими факторами. 
Опыт на целевом рынке позволяет более точно предсказывать развитие отрасли и, соответственно, принимать обоснованные решения. 
Возраст определяет (по умолчанию, конечно) степень адреналина и амбиций – чем старше человек, тем меньше ему нужно, и тем больше прошлый опыт заставляет подстилать побольше соломки. 
Размер инвестиций относительно общего собственного капитала также влияет на принятие решений: чем больше доля инвестиций в общих собственных сбережениях, тем тяжелей с ней будет потенциально расстаться. 
Время, которое человек собирается уделять проекту, показывает, готов ли он доверять профессионалам (которых иногда не знает лично) или хочет держать всё под своим контролем.
Ну, и цели, которые преследует участник проекта, также повлияют на его решения с точки зрения рисков. Всё в совокупности формирует некий уровень принятия риска человеком. 

Можно условно разделить участников проекта на вот такие типы.
Консерваторы не готовы рисковать, совсем. Им будет достаточно доходности на уровне безрисковых депозитов (например, для нашей страны можно взять ставки Сбера). Они «не в теме», готовы вкладываться минимально и ненадолго. 
Инвесторов, готовых рискнуть 5% суммы, можно отнести к умеренному типу. Они обычно имеют небольшой опыт работы с проектами, понимают природу риска и готовы к нему в обмен на защиту своих сбережений от инфляции и подобных экономических бед.
Рационалисты могут терпеть снижение актива до 10%. У них уже более широкий опыт работы на рынке, более долгий горизонт планирования. Они понимают, что хотят зарабатывать на проектах, а не просто пробовать себя в новой теме. 
Участники агрессивного типа имеют стабильный доход, амбициозны, понимают механизмы рынка и инвестирования. Готовы рисковать и хотят серьёзную премию за риски. Вообще, очень похожи на мажоров, пользующихся либо капиталом родителей, либо получившим каким-то образом его (или часть) в распоряжение. Их не отпугнёт и 25 %-ное кратковременное снижение стоимости актива.
Ну, а спекулянты готовы «уходить в минус» до половины вложенных средств. Им нужна определённая доходность, поэтому они будут вкладываться в любые проекты, которые могут её обеспечить. Риск уже не так важен, хотя они его понимают. Это уже близко к мышлению игроков, особенно проигравшихся или рядом с этим ))).

Для чего знать, инвестор какого типа будет рассматривать ваш проект? Чтобы не терять зря время, например. Если тот же коэффициент вариации у вас близок к 20%, то не стоит рассчитывать на благосклонность консерваторов или умеренных инвесторов. А если у вас нет выбора, и придётся либо работать с инвестором определённого типа, либо убрать проект «в стол», то лучше заранее сделать пессимистические расчёты и учесть все возможные риски, заложив их в вашу ставку дисконтирования.

О теории полезности и кривых безразличия – в следующий раз. Будет интересно )))

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.