Просмотров: 870

Любой, кто достигал чего-то значимого сам, скажет, что потратил на это кучу времени и здоровья. За чемпионским поясом - литры пота в спортзале, травмы и лишения. За Нобелевской премией - годы или даже десятилетия научной работы, исследований и экспериментов. Талант - это, конечно, необходимая, но очень малая и недостаточная часть успеха. Подводная часть айсберга - это тяжёлая работа, которая не всем по плечу. Практически никогда успех не приходит к “генералам диванных войск”, на блюдечке конфетки не принесут. В принципе, об этом знают, понимают или догадываются все. Но проще поверить в несправедливость мира и жизни в целом, чем поднять задницу с дивана и что-то сделать.

Зависть - желание обладать тем, чего тебе не получить или не достичь. Причём необязательно “никогда”: зависть может вызываться в том числе временными ограничениями. Обязательное условие - осознание невозможности достижения, иначе могут включиться механизмы присоединения или соперничества, вызывающие другие чувства, например, амбиции или мотивацию. Это будет вести к развитию и прогрессу, тогда как зависть - разрушающее чувство. Существует мнение, что уровень зависти снижается с возрастом, т.к. люди обычно становятся мудрее (хотя, как говорится, “не всегда мудрость приходит с возрастом: иногда он приходит один”) и более трезво оценивают как свои возможности и достижения, так и необходимость обладания чем-то. И пересматривают ценности в том числе. Возвращаясь к Мохаммеду Али, одно из его известных высказываний гласит, что “невозможно смотреть на мир одинаково в 20 и в 50 лет, иначе ты впустую потратил 30 лет жизни”.

Негативная природа зависти лежит в отчаянии и комплексах. Человек не видит смысла действовать и добиваться предмета зависти, т.к. либо считает себя неспособным на это, либо уверен, что внешние условия создают для этого непреодолимые препятствия. В любом случае, испытывает постоянный дискомфорт и стресс по этому поводу, что, естественно, расшатывает нервы и здоровье.

Стресс меняет поведение. В этих условиях человек не способен испытывать позитивные эмоции. Желая избавиться от раздражающего фактора, он переносит свой негатив на его источник, т.е., предмет или объект зависти. Результат - неадекватные и предвзятые реакции на любые действия источника и исключительно негативные и разрушительные действия по отношению к нему. Зачастую завистнику уже не нужно обладать предметом зависти, а просто хочется его уничтожить (“не доставайся же ты никому!”). И уже не хочется занять место успешного человека, а хочется его “свалить”, скомпрометировать. Наслаждение завистник получает от неудач объекта и порчи/разрушения предмета, т.к. источник стресса испаряется.

Чем страшна зависть в бизнесе? В первую очередь она влияет на внутренние процессы в компании, в частности, создаёт нездоровые настроения/отношения в коллективе. Если сотрудник люто завидует коллеге, то с большой вероятностью будет пускать слухи, сплетни, шептаться за спиной. Однозначно препятствовать выполнению работы (вставлять палки в колёса). Плести интриги для того, чтобы скомпрометировать. Слабые места есть у каждого, даже у Ахилла была его пята. Общий итог такой “деятельности” - снижение эффективности работы, возможная потеря адекватных и лучших сотрудников, дробление команды “по лагерям” и много чего ещё. Завистники практически никогда не идут на открытый конфликт именно из-за своих комплексов и предпочитают действовать скрытно, анонимно и исподтишка. Из-за стресса не могут полноценно заниматься своими прямыми обязанностями. Задача ответственных за этот сектор - вовремя прекратить такие поползновения. Переключить завистников на то, что у них лучше получается, или расстаться с ними. Зачем компании неудачник с расшатанными нервами, подрывающий атмосферу в коллективе и к тому же снижающий эффективность?

Если же вышестоящий менеджер заработал в жизни определённые комплексы и поэтому предвзято относится к своим сотрудникам, у которых в этих сферах дела обстоят намного лучше, то что говорить? Это -стопроцентный агентский конфликт, и научить такого менеджера может либо рынок, либо акционеры, как писал в предыдущих постах. Иногда и ушедший к конкурентам талантливый сотрудник. К сожалению, такие ситуации - не редкость. Из-за своего Эго некоторые менеджеры высокого полёта не способны держать рядом с собой людей выше себя по уровню.

Вообще ситуаций с завистью в бизнесе немало. Например, в отдельных случаях межфирменных войн циничные руководители могут использовать и завистников: если зависть сотрудник испытывает к человеку из конкурирующей компании, то можно мотивировать завистника на поиск компромата или вообще внедрение его в ту компанию. “На войне все средства хороши”. Но это уже находится за рамками этических правил, поэтому рассматривать такие вещи здесь не будем ))).

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.