Просмотров: 968

Для начала немного истории, чтобы просветиться )). Термин «политика» берёт своё начало от греческого «полис», своего рода предшественника понятия «город». Полисом греки называли что-то вроде мини-государства: несколько поселений, объединившихся вокруг городского центра. Ну а политика – уже деятельность органов самоуправления этой общины.

Как я писал в начале серии про PEST анализ, влияние факторов следует оценивать по трём параметрам: вероятность/риск наступления (100%, если оно уже произошло в оцениваемом периоде, и 0%, если нет), значимость, непосредственное влияние (последние 2 фактора – от 1 до 10). Простой пример. Представим, что вы – российский фермер, который занимается молочкой. И вот в 2014 году происходит история с Украиной, санкции, контр-санкции, крики об импортозамещении и т.д. На дворе 2015 год, и вас интересует, как это относится непосредственно к вам. Посчитаем. Вероятность – 100%. Событие произошло, всё уже случилось и в ближайшие 2-3 года (на которые есть смысл делать стратегию в нашей стране) вряд ли поменяется. Значимость – огромная, т.к. фактор способен поменять расклад сил в отрасли, изменить законодательство и таможенное регулирование, и т.д. Поставим максимум – 10. Влияние – тоже немаленькое, но будет зависеть непосредственно от того, чем конкретно вы занимаетесь. Если поставляете продукцию сыроделам – вам попёрло: импортные сыры под запретом, и отечественное сыроварение должно развиваться. Если просто поставляете молоко в окрестные магазины, то, скорей всего, для вас ничего не изменится. Если делаете мороженое и несколько нишевых видов продукции из молочки с коротким сроком годности (как «Чистая линия») – тоже изменений будет мало. Ну пусть 3. Дальше перемножаем. 100*10*3 = 3.000 – итоговый вес фактора. Можно ставить вероятность в сотых долях, как проценты, для удобства и уменьшения разряда))))): 1*10*3 = 30.
Важно понять, что именно оценка вероятности/риска события позволяет подключить «динамику» к процессу, а значит, будет полезна не только для оценки текущей ситуации, а и для построения стратегии.

Какие же политические факторы могут быть?
Строй и режим. Их изменения полностью меняют уклад жизни в стране. Вспомним распад СССР. Попытку путча в Турции. Украину 2014 года. Попытку смены власти в Венесуэле. BREXIT. Да и революция 1917 года в России тоже оказала влияние вообще на весь мир. Это наиболее серьёзные и весомые факторы, которые уж точно стоить оценить.

Стабильность режима. Здесь основное событие, способное раскачать фактор – выборы. Изменения в правительстве, парламенте, смена глав министерств или страны провоцируют изменения вектора развития. И однозначно меняют условия существования людей и компаний, на которые влияют. Поэтому столько шумихи вокруг вмешательств в выборы, особенно на высшем государственном уровне: для целей дипломатии и вообще, как любят выражаться американцы, «национальной безопасности», смена первого лица государства на более лояльного – огромная удача. У нас, например, были очень хорошие отношения со Штатами при Ельцине и очень плохие – при Путине. 

Участие в разного рода наднациональных организациях и институтах также важно. Например, Мадридское соглашение регулирует защиту интеллектуальной собственности во многих странах-участницах. ВТО (Всемирная торговая организация) регулирует тарифы и торговлю между странами: чтобы в неё вступить, нужно подогнать своё законодательство и таможенные тарифы под требования. Таможенные зоны вроде ЕАС или ЕС регулируют отношения между странами и товарные потоки. Шенгенское соглашение имеет огромное значение для туризма. В общем, перечислять подобные организации и соглашения можно долго – нужно только помнить про влияние и значимость )))).

Внутреннее законодательство и специфическое для отрасли также формируют деловую среду и обычаи. ГК, ТК в двух вариантах – Таможенный и Трудовой, НК, закон о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство, акцизная политика, изменения ставки НДС, технические регламенты… Всё это важно, всё нужно оценивать. Кстати, вернёмся к расширенной версии PEST – PESTLE -,в которую иногда включают отдельно юридические (legal) и экологические (ecologic) факторы. Всё это логично включать в этот раздел и не заниматься раздуванием объёма и, соответственно, стоимости анализа.

Степень участия государства в деятельности отрасли. Здесь оценку можно проводить с двух сторон: позитивной и негативной. 
С одной стороны, государство может предоставлять гранты и субсидии на определённую деятельность. Некоторые группы предприятий могут получать различные льготы. Вернёмся к тому же продовольственному эмбарго в ответ на «украинские» санкции западных государств. Оно способствовало развитию внутреннего сельского хозяйства. А субсидирование государством авиабилетов по определённым направлениям стимулирует авиаперевозки. Кстати, авиастроение развивает программа взаимодействия государства, Аэрофлота и ГСС (самолёты Сухого – «Суперджет»). С неоднозначной оценкой, но развивает )))). 
С другой стороны, государство тормозит развитие компаний различными проверками, регламентами, штрафами…Сюда же можно отнести и коррупцию, с которой так или иначе приходится сталкиваться многим бизнесменам и предпринимателям. Активное вмешательство государства в бизнес, будь оно легальным или нет, в любом случае нарушает равновесие на рынке и создаёт препятствия росту. 

Бывает и так, что отдельные игроки рынка, как и партии в парламенте, объединяются в коалиции и ассоциации. По сути, это лобби. Такие действия позволяют им осуществлять давление на регуляторов рынка с целью «продавить» нужные себе условия. Только не надо путать это с «закупочными кооперативами» . Сейчас мы говорим не о получении лучших условий закупки у поставщиков, а именно об объединении в отраслевые ассоциации. Чтобы продавить себе на законодательном уровне условия работы, которые им позволят отсечь от кормушки более мелких игроков. 

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.