Для начала немного истории, чтобы просветиться )). Термин «политика» берёт своё начало от греческого «полис», своего рода предшественника понятия «город». Полисом греки называли что-то вроде мини-государства: несколько поселений, объединившихся вокруг городского центра. Ну а политика – уже деятельность органов самоуправления этой общины.
Как я писал в начале серии про PEST анализ, влияние факторов следует оценивать по трём параметрам: вероятность/риск наступления (100%, если оно уже произошло в оцениваемом периоде, и 0%, если нет), значимость, непосредственное влияние (последние 2 фактора – от 1 до 10). Простой пример. Представим, что вы – российский фермер, который занимается молочкой. И вот в 2014 году происходит история с Украиной, санкции, контр-санкции, крики об импортозамещении и т.д. На дворе 2015 год, и вас интересует, как это относится непосредственно к вам. Посчитаем. Вероятность – 100%. Событие произошло, всё уже случилось и в ближайшие 2-3 года (на которые есть смысл делать стратегию в нашей стране) вряд ли поменяется. Значимость – огромная, т.к. фактор способен поменять расклад сил в отрасли, изменить законодательство и таможенное регулирование, и т.д. Поставим максимум – 10. Влияние – тоже немаленькое, но будет зависеть непосредственно от того, чем конкретно вы занимаетесь. Если поставляете продукцию сыроделам – вам попёрло: импортные сыры под запретом, и отечественное сыроварение должно развиваться. Если просто поставляете молоко в окрестные магазины, то, скорей всего, для вас ничего не изменится. Если делаете мороженое и несколько нишевых видов продукции из молочки с коротким сроком годности (как «Чистая линия») – тоже изменений будет мало. Ну пусть 3. Дальше перемножаем. 100*10*3 = 3.000 – итоговый вес фактора. Можно ставить вероятность в сотых долях, как проценты, для удобства и уменьшения разряда))))): 1*10*3 = 30.
Важно понять, что именно оценка вероятности/риска события позволяет подключить «динамику» к процессу, а значит, будет полезна не только для оценки текущей ситуации, а и для построения стратегии.
Какие же политические факторы могут быть?
Строй и режим. Их изменения полностью меняют уклад жизни в стране. Вспомним распад СССР. Попытку путча в Турции. Украину 2014 года. Попытку смены власти в Венесуэле. BREXIT. Да и революция 1917 года в России тоже оказала влияние вообще на весь мир. Это наиболее серьёзные и весомые факторы, которые уж точно стоить оценить.
Стабильность режима. Здесь основное событие, способное раскачать фактор – выборы. Изменения в правительстве, парламенте, смена глав министерств или страны провоцируют изменения вектора развития. И однозначно меняют условия существования людей и компаний, на которые влияют. Поэтому столько шумихи вокруг вмешательств в выборы, особенно на высшем государственном уровне: для целей дипломатии и вообще, как любят выражаться американцы, «национальной безопасности», смена первого лица государства на более лояльного – огромная удача. У нас, например, были очень хорошие отношения со Штатами при Ельцине и очень плохие – при Путине.
Участие в разного рода наднациональных организациях и институтах также важно. Например, Мадридское соглашение регулирует защиту интеллектуальной собственности во многих странах-участницах. ВТО (Всемирная торговая организация) регулирует тарифы и торговлю между странами: чтобы в неё вступить, нужно подогнать своё законодательство и таможенные тарифы под требования. Таможенные зоны вроде ЕАС или ЕС регулируют отношения между странами и товарные потоки. Шенгенское соглашение имеет огромное значение для туризма. В общем, перечислять подобные организации и соглашения можно долго – нужно только помнить про влияние и значимость )))).
Внутреннее законодательство и специфическое для отрасли также формируют деловую среду и обычаи. ГК, ТК в двух вариантах – Таможенный и Трудовой, НК, закон о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство, акцизная политика, изменения ставки НДС, технические регламенты… Всё это важно, всё нужно оценивать. Кстати, вернёмся к расширенной версии PEST – PESTLE -,в которую иногда включают отдельно юридические (legal) и экологические (ecologic) факторы. Всё это логично включать в этот раздел и не заниматься раздуванием объёма и, соответственно, стоимости анализа.
Степень участия государства в деятельности отрасли. Здесь оценку можно проводить с двух сторон: позитивной и негативной.
С одной стороны, государство может предоставлять гранты и субсидии на определённую деятельность. Некоторые группы предприятий могут получать различные льготы. Вернёмся к тому же продовольственному эмбарго в ответ на «украинские» санкции западных государств. Оно способствовало развитию внутреннего сельского хозяйства. А субсидирование государством авиабилетов по определённым направлениям стимулирует авиаперевозки. Кстати, авиастроение развивает программа взаимодействия государства, Аэрофлота и ГСС (самолёты Сухого – «Суперджет»). С неоднозначной оценкой, но развивает )))).
С другой стороны, государство тормозит развитие компаний различными проверками, регламентами, штрафами…Сюда же можно отнести и коррупцию, с которой так или иначе приходится сталкиваться многим бизнесменам и предпринимателям. Активное вмешательство государства в бизнес, будь оно легальным или нет, в любом случае нарушает равновесие на рынке и создаёт препятствия росту.
Бывает и так, что отдельные игроки рынка, как и партии в парламенте, объединяются в коалиции и ассоциации. По сути, это лобби. Такие действия позволяют им осуществлять давление на регуляторов рынка с целью «продавить» нужные себе условия. Только не надо путать это с «закупочными кооперативами» . Сейчас мы говорим не о получении лучших условий закупки у поставщиков, а именно об объединении в отраслевые ассоциации. Чтобы продавить себе на законодательном уровне условия работы, которые им позволят отсечь от кормушки более мелких игроков.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.