Просмотров: 360

Правила Incoterms пережили несколько модификаций. Сейчас используется редакция от 2010 года, а международная торговая палата готовит издание правил, которое должно вступить в силу в 2020 году. Несмотря на небольшое количество условий, сам текст правил занимает больше 30 страниц. Текст подробно расписывает распределение транспортных расходов между покупателем и продавцом, а также рисков порчи или утраты товара.

Это основной момент в правилах. Были курьёзные случаи. Например, по условиям FOB продавец должен разместить груз на борту судна (Free On Board). При погрузке товара краном с терминала порта на борт что-то пошло не так, и товар начал раскачиваться и сорвался. Представителей сторон больше всего интересовало, куда упадёт товар – за борт или на корабль. Потому что ответственность в этом случае была либо на продавце (если товар на борт не попал), либо на покупателе (если грохнулся на палубу). 
А мы в работе периодически сталкиваемся с нежеланием контрагентов оплачивать доставку груза до разных терминалов, если она дороже. Пусть даже речь идёт о 40 долларах при стоимости груза в 50.000 долларов, ответ один: контрактом не предусмотрено. Если с небольшими поставщиками ещё можно поторговаться и пошантажировать, то с крупными можно даже не дёргаться.

Правила Incoterms не могут заменить внешнеторговый контракт, т.к. не содержат информации о существенных условиях сделки: цене, переходу права собственности, оплате, ответственности сторон по исполнению обязательств и т.д. Они нужны именно для согласования уровня расходов сторон – кто за что платит. Поэтому контракт однозначно необходим, а в нём уже указывается один их терминов Incoterms как условие поставки. Достаточно часто можно ещё услышать «базис поставки».

У правил есть четыре группы: E – означает переход рисков и обязательств в месте отправления, F – в расположении терминала или транспортной компании, С – включая оплату основной перевозки продавцом, D – в месте прибытия товара. Часть терминов традиционно (в том числе логически) используется для морских перевозок, часть – для сухопутных (авто и ж/д). 
Применяются правила следующим образом. Пишется трёхбуквенное обозначение условия поставки, за ним следом идёт место, где происходит переход обязательств и рисков, далее конкретизируются условия Incoterms. Например. Если продавец должен погрузить товар на борт корабля в Новороссийске, то базис поставки будет выглядеть так: FOB Novorossijsk, Incoterms 2010.

Картинка очень хорошо, на мой взгляд, иллюстрирует смысл всех терминов и делает понятным весь их набор. Кто работает с этими правилами, рекомендую распечатать и повесить над рабочим столом. Да и остальным знание условий и их понимание совсем не помешает.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.