Просмотров: 439

Есть ещё один хороший анекдот. «Сын спрашивает у папы: - Пап, а тебя дедушка бил? – Да. – А его мой прадедушка бил? – Бил. – А прадедушку его отец? – Тоже бил. – Пап, а может, мы на мне отменим эту семейную традицию?» Модель поведения руководства, как и модель поведения в семье, воспитывается в менеджере на протяжении его карьеры. И если на него всё время орали его начальники, то понятно, почему он будет орать уже на своих подчинённых: во-первых, вымещает обиду, а во-вторых, может просто не знать о другом стиле. Всё, как и в воспитании детей ))) Только вот эффективность поведения – сомнительная.

Если говорить о плюсах, то в исключительных случаях ор помогает «подавить мятеж» (или прокрастинацию) и заставить быстро выполнить какую-нибудь работу. Вспоминая очередную шутку на тему, «люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Первые воспринимают информацию слухом, вторые – зрением, третьи – осязанием. Так вот большинство – кинестетики: пока люлей не получат, не понимают». Мотиватор здесь простой – страх. Будучи одним из самых эффективных, он по своей природе всё-таки негативный, и для длительного использования не годится.

Разбирая механизм ора, что это такое? Это попытка, именно попытка, казаться сильнее, чем есть на самом деле. Большие и бойцовые собаки много не гавкают: они рвут. Любой хищник долго болтать не будет – просто убьёт. Это только в фильмах перед тем, как замочить врага, герои долго и нудно объясняют, зачем и почему они это делают. И, кстати, частенько это плохо для них заканчивается. В реальности сначала стреляют, а потом уже при желании можно трупу и объяснить, где он был неправ. Ор начинается тогда, когда заканчиваются другие аргументы. Если крыть больше нечем, то остаётся последний вариант – наорать. Но. Достаточно просто ор может прилететь и в обраточку, или сотрудник может со своей стороны привести весомые доводы, и что тогда? Увольнять? С этой точки зрения мне даже понятней стиль одного персонажа из бывших «рыночников» - розничных компаний с точками на рынках. Им потом всем пришлось уходить в опт и онлайн…. В общем, он просто и откровенно бил своих сотрудников. Не орал. Бил. Не вдаваясь в моральные и правовые аспекты такого подхода, он точно эффективней и понятней, чем орать. 

Гнев, который вызывает ор, разрушителен. Он ничего не создаёт. Об этом я писал прошлым летом в цикле про 7 грехов менеджера - перечитайте, если интересно. Он рушит атмосферу, мотивацию и отношения, не принося ничего взамен, кроме (возможно!) короткого быстрого и разового исполнения какого-нибудь действия. Но последствия – хуже. Во-первых, отношение сотрудника к руководству резко ухудшается. Во-вторых, он видит слабость начальника. Даже если промолчит из смирения, то внутри себя будет знать, что на самом деле всё не так однозначно. И тогда уважение к начальству тоже отпадает. А если действие происходит на глазах у других сотрудников, то масштаб этих последствий расширяется и на них тоже. А сотрудник, на которого орут, ещё может и затаить какой-нибудь план мести – если злопамятный. Недавно читал, что волки вообще плохо поддаются дрессуре. А тех, кого всё-таки дрессируют, бить нельзя категорически: они это запоминают и потом мстят…

Так что, открыв в следующий раз рот, чтобы прилюдно наорать или унизить подчинённого, подумайте, нужно ли оно вам. И найдите способ поэффективней. Чтобы, как в анекдоте про мотивацию, «добровольно и с песней».

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.