Просмотров: 1522

Затрудняя передвижения его не пролезающей в двери задницы по офису? Вынуждая его тратить больше корпоративных денег на перелёты, т.к. та же задница не втиснется в одно несчастное кресло эконом-класса? Тратя рабочее время на священные пирожки, паузы для измерения давления и внезапно настигший послетортиковый сон? Или ещё какие-нибудь физические последствия этого греха?
Или обжорство - это следствие того, что люди тупо зажирают и запивают свои проблемы, и сигнал о том, что дела “в королевстве” идут не лучшим образом?
Эту тему можно было бы развить, но давайте оставим её для диетологов и психологов. Нас интересуют куда более интересные вещи, имеющие непосредственное отношение к бизнесу.

Вообще говоря, пища - это органическая потребность, без которой биомасса на планете Земля гибнет. Помимо этого, трапеза сама по себе является средством объединения людей, символизируя готовность угощающего или “скидывающихся” помочь в поддержании жизни. А, согласитесь, нет ничего более привязывающего, чем спасение жизни. Вопрос, как обычно, в балансе и чувстве меры. Нет, речь не пойдёт о знаменитых по 90-м переговорах и “работе с партнёрами” в казино, крутых кабаках и саунах с их застольями. Нам важно разобраться в природе менеджера.

Для начала углубимся в историю вопроса и поймём, почему обжорство в религии считается грехом. Видов его два, называемых в православии чревобесие и гортанобесие. Соответствующие им типы людей - гурман (от французского gourmand) и гурме (от французского gourmet). Эти понятия в русском языке перепутаны. В первом случае человек - реальный обжора; как сказали бы качки, “работает на массу”, ест по максимуму, радует свой “чрев” . Во втором - ценитель вкуса, изысканности, работает, по-качковски, “на рельеф”, радует вкусовые рецепторы, или “гортань”. Тем не менее, оба - грешники.
Постоянные мысли о еде и выпивке, выражаясь юридически, противоречат пункту 2 кодекса “Заповеди”, вкратце формулируемому как “не сотвори себе кумира”. То есть, вместо того, чтобы думать о высоком, думает, гад, о том, как набить кишки. И неважно, количественно или качественно. Любая ярко выраженная тяга к плотским, сиюминутным удовольствиям вместо стремления к божественному будет считаться грехом. И это очень важно для понимания того, о чём будет этот пост.

Теперь пора отставить в сторону тарелку вместе с её содержимым и подумать вот о чём. Есть, пить, всячески ублажать “себя любимого” - это всё потребление. Съесть, проглотить, поглотить, разжевать, сожрать, переварить, подавиться, и т.д. - все эти слова, описывая процессы, связанные с пищей, имеют несколько значений, выходящих за их рамки. Избыточное потребление и постоянная тяга к нему имеет, по большому счёту, ту же природу и то же происхождение, что и собственно примитивное обжорство, неважно, в какой сфере это выражается (но нет, речь здесь не будет идти о том, насколько маркетингом и вообще обществом стимулируется избыточное потребление - прибережём это для следующих постов). Поэтому давайте выйдем за рамки кухни, одеяла, дивана, столика, лаунджа или чего-то ещё, где можно есть, и взглянем на всё это со стороны. Перейдя, наконец, к нашим любимым менеджерам.

Несомненно, модель поведения определяется внешней средой. Когда внешние условия нестабильны, возникает естественное желание жить одним днём, максимально обеспечив себе завтрашний (и желательно ещё несколько) день: “после нас хоть потоп”. А учитывая, насколько нестабильны условия для бизнеса в России, понятно “обжорство” делающих деньги: ведь завтра доступа “к кормушке” может и не быть, или кормушка окажется - упс - пустой. Поэтому горизонт планирования российских менеджеров - очень короткий. До года, иногда до трёх. Но не надо расстраиваться! Оказывается, что даже в оплоте стабильности - США - тоже существует такой феномен, правда, вызван он несколько другими причинами.
Зовётся это явление Myopic Corporate Behaviour (Близорукое Корпоративное Поведение) или Investment Horizon Problems (Проблемы Инвестиционного Горизонта), встречаясь у самых крупных корпораций. Это - одна из разновидностей агентского конфликта с банальной причиной: менеджеры хотят кушать и получать бонусы. И прямо сейчас. А это намного проще получить на краткосрочных проектах. Трам-парарам-прибыль. Не надо вкладывать деньги в НИОКР, не надо обучать персонал (всё равно 30% свалит и применит ваш опыт в других компаниях, а из оставшихся половина будет тупить), не надо долго ездить на Форд Фокус и мяться у кассы в ожидании чуда. Не надо шаг за шагом, день за днём формировать долгосрочный денежный поток, боясь лишиться возможности дождаться, когда он польётся рекой. На краткосрочных проектах меньше вероятность, что общие показатели компании завалятся, что у собственника появится новая любимая игрушка, что рынок грохнется...Неважно, что это может быть не самым доходным проектом, в который можно вложить деньги в текущих условиях - главное, что он быстро даст отдачу. Потеря зарплаты, потеря бонусов, потеря репутации - это главные страхи менеджера, и он страхуется от этих рисков краткосрочностью своих проектов, обжираясь сиюминутными доходами: ведь завтра “либо король сдохнет, либо осёл”. Естественно, это не устраивает акционеров, которые стремятся снизить для себя эти риски, увеличивая горизонт планирования, вкладываясь в долгосрочные проекты, нанимая менеджеров с проверенной репутацией и большим опытом.

Но, как известно, быстрое и чрезмерное поедание, не пережёвывая, вызывает несварение и проблемы с ЖКТ. Кишечник не в состоянии справиться с таким объёмом, и вот наш менеджер, увы и ах, извините за выражение, обосрался. Дада. Для стабильного дохода в дальнейшем необходимо стабильное инвестирование в новые направления (или в старое, если оно ещё может расти). Будущие “дойные коровы”, дающие доходы для вкладывания в перспективные проекты, сегодня сами перспективные и сами нуждаются в деньгах (помните библию маркетолога, матрицу #BCG?). А если только снимать прибыль и не думать о завтрашнем дне, то сегодняшний набитый живот завтра люто заурчит от голода. А акционерам очень не нравятся урчащие животы и пустые кошельки, и менеджер отправится искать новую работу.
Пренебрежение долгоиграющими эффектами, не так заметными вблизи, может создать у всех участников процесса ощущение непогрешимости и вечного праздника, где бутылки вдруг становятся пустыми в самый неподходящий момент, а магазин закрыт: возможность вложений упущена.

Обжорство иррационально по своей природе: человек ест, когда организму еда не нужна. Точно также иррационально стремление к другому выражению чрезмерного, роскоши. Многие менеджеры очень чувствительны к представительской атрибутике, именуемой у нас “соцпакетом”: перелёты бизнес-классом, мультизвёздные отели, корпоративные авто с водителем, дорогие рестораны, безлимитная мобильная связь, съёмные квартиры бизнес-класса, шикарные офисы в престижных районах….Ням-ням-ням, это уже гурме… ???? Пользуясь всем этим, менеджер слегка утрачивает чувство реальности, начиная ассоциировать себя самого с этой жизнью. А если ещё он на волне быстрого успеха от своих проектов, то всё. Про таких говорят - “словил звёздочку”. К счастью для всех, рынок быстро ставит всё по местам, отправляя вчерашних звёзд на биржу труда. После весёлого праздника наступило похмелье, а пива, как всегда, нет. Придётся идти сдавать пустые бутылки из предыдущего абзаца. Вы же поняли, о чём я ????.

Но многие живут по принципу “понты дороже денег”. Неважно, что оборот упал за год на 40%: мы снимем самый большой офис в самом центральном и крутом деловом центре, чтобы всем показать, что у нас всё хорошо. И если ещё можно пожалеть за отсутствие воли тучного обжору с ведром еды из дома на обед, то если он начнёт крысятничать по контейнерам коллег, его ждут проблемы. То есть. Если собственник (иногда он же менеджер) пускает пыль в глаза на остатки своих денег, его можно “понять и простить“. Но если он делает это за счёт клиентов, или если менеджер делает это за счёт собственников - наказание неотвратимо. Из практики: ровно 2 года назад одна известная итальянская компания на рынке бытовой техники была близка к банкротству, и об этом знали все. Они не платили своим поставщикам больше 3 месяцев, но вышли с огромным стендом на одну из престижнейших международных выставок. Кроме кривых ухмылок, у знающих людей это не вызвало ничего. А компанию через полгода купили алжирцы. Вот так “просаживаются” понты. Рынок - механизм неумолимый.

Итак, что же мы выяснили? Жрать надо не то, чтобы меньше, но в меру. Не сидеть на диете, но и не набивать кишки, пока не станет сложно дышать, а тем более двигаться. Помнить о том, что завтра опять придётся добывать “хлеб насущный”, а растянутый желудок требует больше обычного. Немного лишнего жира не помешает в трудные санкционные времена, но он снижает как мобильность, так и привлекательность. Лучше припрятать, как белка, несколько орешков на чёрный день, или посадить семена, чем схомячить это сегодня с отсутствующим взглядом наркомана. Не воровать еду у других, но и не разбрасываться своей, ведь завтра в магазинах может быть санитарный день.
Переведите это на язык бизнеса.

Нужен взгляд со стороны, чтобы найти решение?

Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.