Цикл про AQL, проверки завода и товара получил много откликов. В том числе, я получил несколько просьб рассказать, где искать поставщиков. Сегодня эти просьбы я выполню.
Исхожу из того, что если вы начинаете работать с загранкой, то хотя бы английский на уровне моя-твоя-хотеть-иметь у вас присутствует. Иначе будет совсем тяжело ))). Всё-таки английский – язык международный. Только есть один нюанс. Также, как и у нас, в каждой стране присутствует свой акцент и своя система построения предложений. Чем ниже уровень языка, тем сильнее эти два фактора влияют, и тем сложнее понимать собеседника. Например, для обозначения английского, на котором говорят китайцы, есть известное понятие «чинглиш» (совместное от «инглиш» - английский и «чайниз» - китайский). Комментарии излишни. Лично для меня тяжело общаться вербально с людьми, которые плохо разговаривают на языке, поэтому стараюсь уходить в переписку. К тому же это документальное подтверждение.
Итак.
Найдите в стране, с которой собираетесь работать, все тематические выставки. Изучите сайты и решите, какая из них самая крупная. Выберите 1-2, максимум 3, езжайте туда. Если у вас уже есть хорошие контакты в стране, то это сделать проще: вы спрашиваете, вам отвечают. Если нет, придётся либо рисковать, либо долго изучать сайты и (самое важное) отзывы в сети тех, кто эти выставки посещал. Смотрите на состав и количество участников, площадь выставки, в общем, на всё. Обычно на самые крупные выставки ездят основные поставщики. Причём достаточно часто не только из этой страны – можете расширить географию поставок.
Если вы уже давно работаете в отрасли – в какой-то степени должны плюс-минус всех знать, многого выставка уже не даст. Но, как показывает практика, посещать нужно регулярно: всплывают интересные продукты или новые лица. Заодно будете в тренде того, что происходит в вашей отрасли.
Если вы работаете с поставщиком, и у вас сложились хорошие отношения с вашим менеджером, при правильном подходе можете тоже получить очень много различной информации. Причём не только о конкурентах поставщика, которых вы знаете, а о новых тоже. Всплывшее случайно в разговоре название вы можете «прокачать» у других поставщиков, спросив их мнение.
В доинтернетовскую эпоху (дада, была и такая!) я работал во Франции в CRDI (Centre de Recherches et Informations): Центре исследований и информации. Это была коммерческая организация при промышленно-торговой палате. Её задача как раз состояла в том, чтобы по запросу клиентов давать информацию о поставщиках в разных отраслях разных стран. Уверен, что ТПП до сих пор по вашему запросу могут предоставить много информации, причём зачастую бесплатно (т.к. поставщики могут быть её членами). Как источник, ТПП надёжный – даже российская таможня верит ценам поставщиков, если они подтверждены местной торгово-промышленной палатой.
Так как многих интересует в первую очередь Китай, заходите на Alibaba.com. Там вы найдёте наверняка то, что ищете: главное, правильно сформулировать вопрос. И переформулировать, если вылезает не то. Ну, или просто начинайте искать в Гугле (если, конечно, не ищете Китай: Гугл там под запретом, так что много не найдёте). Яндекс лучше работает для поиска в России, а вот загранку лучше прочёсывать с Гуглом. Старые добрые поисковые машины наверняка вас порадуют результатами.
Если умеете поддерживать приятельские отношения с конкурентами-коллегами, узнайте у них, с кем они работают, с кем бы работали, и вообще их мнение по поводу поставщиков в той или иной стране. В конце концов, почему нет? Сейчас вряд ли у вас долго получится утаивать информацию о том, с кем вы работаете. Потому что все друг друга знают, и мир стал в разы теснее.
Вот и следующий способ. Если ваши коллеги не хотят раскалываться, возьмите их сертификат и посмотрите в нём поставщиков. На большую часть продукции нужны сертификаты соответствия, а в них указываются поставщики продукции, если ваш конкурент закупает напрямую за рубежом. Сертификаты вы можете достать у общих клиентов или на сайтах крупных ритейлеров. Или купите что-нибудь и затребуйте сертификат как клиент, вам обязаны его предоставить по закону.
Можно обратиться к таможенной статистике по экспорту той страны, с поставщиками из которой собираетесь сотрудничать. Это сложноватый способ, но работающий. Я лично не пользовался им для поиска поставщиков, но некоторые поставщики находили нас как клиентов именно таким способом (только обратным, обратившись к российской статистике по импорту).
Ну, а если лень самим заниматься всем этим или боитесь, что не справитесь, или нет времени – обратитесь к профессионалам. Сейчас в сети немалое количество компаний, которые могут вам организовать поставки под ключ: и найти поставщиков, и помочь с переговорами, и проверить продукцию, и ещё много чего – вплоть до поставки вам на склад. Пригласите их в офис, и из него больше не нужно будет выезжать: всё сделают за вас. Это, конечно, если есть деньги, потому что дёшево это не будет )))).
В своё время существовали ещё телефонные справочники. Но, думаю, сегодня это уже из разряда экзотики, для любителей экстрима. Способов, описанных выше, должно хватить для действительно детального и тщательного поиска будущих партнёров.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.