В основных промышленных районах понятие «бедный Китай» уже давно неприменимо. За 10 лет средняя зарплата рабочих выросла с 300 до 1000 долларов США. Государство много лет тратит колоссальные деньги на поддержку местного производства, давая лютые льготы и привилегии. Результат виден всем снаружи, а внутри – многочисленные китайские предприниматели получают огромные прибыли и с великим удовольствием их тратят. Автопарк даст фору даже московскому. Роскошь в гостиницах зашкаливает (особенно в азартном Макау). Рестораны – на любой вкус, с шикарной кухней. Спа-центры, выросшие на горячих источниках, поражают воображение. В общем, есть что посмотреть и чему у них поучиться. Что же интересного удалось узнать на этот раз? Вот несколько интересных нюансов, если кто соберётся.
С арендой авто, скорее всего, у вас ничего не получится. В Китае авто в аренду (без водителя) можно взять только с китайскими правами. Международные тоже не катят. Но даже если получится китайцев на стойке убедить, что с этими правами можно машину брать в аренду по всему миру, то на следующем этапе всё закончится. По кредиткам Visa и Mastercard залог вы не оставите и вообще вряд ли сможете ими расплатиться. Кэш не прокатывает, а карта нужна UnionPay. Но если вы не живёте в Китае постоянно, то вам никакой банк её по туристической визе не даст. На самом деле, я потом совсем не пожалел, что пришлось передвигаться не за рулём, потому что движение там очень специфическое. Ездят хаотично, перестроения рандомные, куча людей вокруг на мопедах. Для того, чтобы там ездить, нашему человеку, кроме того, что сдать на местные права и открыть счёт с картой, нужно запастить валерьянкой и долго набираться опыта.
Кстати, про карты. В больших магазинах, отелях, дорогих ресторанах Visa и Mastercard ещё работают. В более мелких – нет. Так что запасайтесь наличкой. А её тоже не так просто снять: нужны банкоматы крупных государственных банков, например, Bank of China. В более мелких снять денег с карты не получится. Китайцы часто для платежей используют своё приложение WeChat, они вообще в нём живут: используют как мессенджер, как мини-блог типа Инстаграма, обмениваются геоданными, платят через него… Интересная особенность про геоданные. В Китае очень сложно с адресами, поэтому вместо них все друг другу отправляют «точки» на карте, по факту координаты, куда надо подъехать или встретиться. А чтобы облегчить встречу, можно делиться местоположением.
Про мессенджеры. В Китае заблокировано всё американское: Facebook, Instagram, WhatsApp, Google. Год назад, когда я там был в прошлый раз, это всё не работало (за исключением Гонконга и #Макау как особых городов-зон). С удивлением, заехав сейчас на территорию Китая, обнаружил, что это всё работает. Оказалось, что китайское правительство пошло навстречу иностранцам, и с иностранной сим-картой всеми этими приложениями можно успешно пользоваться. Чем не преминули китайцы, живущие недалеко от границы: они едут в Гонконг, берут там местную сим-карту и пользуются ей в Китае, успешно подключая запрещённые приложения. А China Unicom сделала особый «халявный» роуминговый тариф для гонконгских карт на юге Китая. Такое вот лицемерие )))). Ну, и не стоит забывать про VPN – многие китайцы его часто используют для обхода правительственных блокировок (ну, как и у нас, собственно).
Очень интересный опыт получил в этот раз с визой. Обычно всегда делали либо мультивизу на год, либо одноразовую, если планировалась быстрая поездка. А тут летели сначала на Хайнань, куда вроде как виза не нужна, а времени было мало, поэтому сделали одноразовую китайскую, чтоб потом уже на «большую землю» переехать. Но всё оказалось немного сложнее. На Хайнань виза не то что не нужна, на прилёте можно поставить бесплатную визу, с которой можно передвигаться по острову, но не дальше. Но. Если есть китайская виза, то её там гасят.
Соответственно, мою одноразовую китайскую визу на острове погасили, а т.к. мы потом выезжали в Гонконг и Макао, то в Китай второй раз въезжать уже было не с чем. Но оказалось, что уже 20 лет существует специальная виза в Китай, которую можно получить прямо на границе. Она действует 5-7 дней и делается для того, чтобы иностранцы могли оперативно посещать приграничные фабрики и делать на них заказы. Только желательно заранее подготовить «досье», чтобы китайцы просто не закрыли офис и не ушли домой, если у них нет заявлений. Мои поставщики связались с постом на границе за несколько дней, отправили туда заявление, скан моего паспорта и последней визы. Когда я приехал на границу на пароме, меня там уже ждали, вся процедура заняла буквально 10 минут. Кстати, я был один у них в офисе, и без заявления мне, скорее всего, пришлось бы ехать обратно в Гонконг… Так что если по воле случая придётся въезжать в Китай с юга, а визы нет, то её можно сделать на месте. На более оживлённых переходах визовые офисы китайцы не закрывают, но зато придётся стоять в очереди.
По возможности расскажу потом о специфике жизни в Китае от наших экспатов-эмигрантов ))). А пока – ждёт бюджетирование.
Спрашивайте напрямую или прочитайте мою статью по теме.